Кинематограф как часть массовой культуры

Александра Семак

Институт журналистики БГУ

На данный материал меня натолкнул просмотр фильма «Человек из стали», который был выпущен в прокат в 2013 году. Фильм рассказывает о рождении супермена – наверное, самого известного героя комиксов компании dc comics. На мой взгляд, именно этот фильм является ярким представителем продукта массовой культуры.

Прежде всего, следует разобрать термин «массовая культура». Довольно интересно читать размышления журналиста Г. Чернейко в журнале «Современник» за 1978 год, что массовая культура представляет собой яд, который в разных вариациях предстает в обществе Запада. По мнению автора, от массовой культуры особенно страдает молодежь, чье сознание и вкусы не до конца окрепли или сформировались.

Массовая культура представляет собой феномен ХХ века. Такая культура основана на тиражирование культурных ценностей, ориентированных на массовое общество. Массовая культура представляет собой некую противоположность элитарной культуры – термин, который оспаривается многими социологами и культурологами, в том числе Богомилом Райновым – ученым из Болгарии, который написал несколько работ, посвященных вопросам массовой культуры в конце 60-ых – начале 70-ых годов прошлого века.

Выделяют следующие предпосылки возникновения массовой культуры:

– Демократизация культуры. Если раньше художественные работы или произведения были доступны для избранных, то в начале прошлого века люди получали все больше и больше возможностей получения доступа к культуре.

– Индустриализация. Массовая культура представляет собой рынок обмена, рынок пестрой и глянцевой рекламы, где произведение искусства теряет свою ценность. Беньямин в своей работе «Произведение искусства в эпоху механического воспроизведения» делает акцент на том, что с появлением «тиражируемости» и появилась массовость. Следовательно, кино само по себе, уже не является произведением искусства в полноте этого смысла. Таким образом, количество/тираж увеличиваются, а вот качество теряется. Стоит также отметить, что, по мнению Беньямина, современное искусство, его основной функцией является развлечение, лишившись из-за тиражируемости и других факторов ритуальности или культурной функции. Кроме того, массовость лишает искусство, в данном случае киноленту самого главного – ауры.

– Урбанизация. Все больше людей в начале ХХ века начинают жить в городах и именно в городах сосредотачивается основная экономическая сила. Жизнь в городе представлена в таком фильме как «Толпа» 1929 года. Кинолента являлась предвестницей надвигающейся Великой депрессии.

– И, наконец, массовизация как признак активного участия масс в жизнедеятельности общества.

Массовая культура является непосредственным участником функционирования общества потребления.

Балом правят экономически сильнейшие, предлагая тот продукт, который необходимо, а общество, в свою очередь, будет этот продукт употреблять, благодаря, допустим, рекламе.

Так, например, существующая в Америке организация Motion Picture Association of America (MPAA) защищает интересы крупнейших кинокомпаний, например, таких как Walt Disney, Warner Bros., 20th Century Fox и других. Как пишет Богомил Райнов, MPAA имеет непосредственное отношение к «связи производства с правительственными органами. Таким образом, MPAA, с одной стороны, полностью монополизирует кинопродукцию, а с другой – осуществляет единство действий киномонополий и государства». Таким образом, кинокомпании имеют непосредственное отношение к политике, которая устанавливается страной. Так, например, вышеупомянутый фильм «Человек из стали» пропагандирует мощь, величие и сплоченность американского народа на фоне разворачивающейся катастрофы. И только своевременные действия армии, патриотизм супермена (который, на самом деле прилетел из другой Вселенной, но чувствует себя, по его признаю, сыном Америки) и сплоченность американского народа позволили победить войну с недругами из другой Галактики.

Многие исследователи отмечают, что для массовой культуры характерно низкое качество продукта. Ведь от индустриальных продуктов требуется конвейерная поставка товара. Массовый кинематограф не только удовлетворяет потребительский спрос, но также создает его. На мой взгляд, для массового кинематографа основной функцией является рекреация – т.е. получение наслаждения. Кинематограф предстает развлечением, а фильмы на подобии «Человек из стали» являются кинематографической жевательной резинкой. Кроме того, как было отмечено выше, кинематограф способствует закреплению и показу общих ценностей, характерных для того или иного периода времени или же для нации в целом.

Массовый кинематограф раскрылся во всей полноте во времена Великой Депрессии, когда у многих американцев не было работы, не было возможности прокормить семью, они с самого утра отбивали пороги заводов и фабрик в надежде получить работу и вечером они на последние деньги покупали билеты в кино, приходили в переполненные залы, чтобы посмотреть на американскую мечту, насладиться райской и недосягаемой жизнью, на секунду оказаться в другом измерении.

Я думаю, что и сейчас, глядя фильмы про суперменов, экшены и боевики зритель наслаждается другой жизнью, получает новые эмоции и отдыхает после напряженного рабочего дня в офисе.

Стоит также отметить, что современные массовые фильмы очень схожи в своих жанрах. Так, фильм о Супермене мало отличается от фильма о Бэтмене, в то время как в 2011 году в прокат вышло два фильма об отношениях с другом, имеющих фактически идентичный сценарий – «Больше чем секс» и «Секс по дружбе». Все это говорит о тиражируемости и постоянным отсылкам и цитированию, т.е., фактически, массовый кинематограф потребляет сам себя и варится в собственном соку.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by