Экологический дизайн сегодня: что это?

Татьяна Шелег

Институт журналистики

Сегодня наибольшее внимание уделяется именно двум основным аспектам современного мирового процесса: первый аспект — это очень бурное развитие научно-технического прогресса, другой – вызванные им проблемы, например, наиболее важные, экологические и социальные. Автономность технического мира поражает, в век компьютерных технологий появляется всё больше и больше новых средств проектирования и производства. Множество новых материалов и средств, создающих условия для технического мира, который в свою очередь получил свойство самоорганизации. Физическое вытеснение настоящей, естественной природы, как нарастающий процесс, грозящий второй, технической природе оказаться единственной в нашем мире. Распространение новых технологий в самых различных областях быта и культуры, тенденции в сфере образа жизни человека и потребительства создают важнейшие предпосылки для истинных социально-культурных изменений

Проблемы экологии человека, его культуры и природы настолько актуализировались в последние годы, что выступили на первый план. Им уделяется настолько сильное внимание, что создается впечатление, будто экологическое мышление, сознание, а также экологическая проектная деятельность – явление, которое появилось совсем недавно. Однако это не так, многие экологические критерии издавна учитывались в деятельности человека.

То, что они стали применяться и разрабатываться теперь под полной осознанностью, углублением в проблемы – это другое дело. Ограничительные, а также природоохранные меры стали дополняться другими конфигурациями организации взаимодействия челoвека с окружающей его средой. Сегодня экологическая проблематика проектной культуры отражается, прежде всего, в идее органичного включения средств промышленного производства в среду, и эта интеграция подразумевается самой разной, от социокультурной до биохимической. Таким образом, можно сделать вывод, что задачи дизайна существенно меняются. Их видят не только в изменении, совершенствовании формы и функции объекта, но и в пересмотре материалов, технологий, с экологической точки зрения. Изменение требований потребителя является такой же важной частью прогресса дизайн-деятельности. В функциях дизайна сейчас включается формирование новейшей структуры потребностей, поскольку главное экологической проблематики это ценностные представления всего социума.

В сферу экологического дизайна на сегодняшний день вовлекаются любые разновидности художественно-конструкторской деятельности. Под экологическими же подразумеваются концепции дизайна, которые в любом случае направлены на гармонизацию отношений между природой и человеком, человеком и окружающим его миром. Задачами экологического дизайна являются, с одной стороны, улучшение сложившейся экологической ситуации с помощью создания продуктов, соответствующих правилам и требованиям экологии природы, а с другой стороны, развитие самого общества в целом и стимулирование качеств человека, направленных на окружающую этого человека среду. Представители такого экологического направления считают, что в будущем так смогут изменить сложившееся в обществе отношение к разного рода ценностям, помочь утверждению в обществе приоритета этих ценностей.

Экодизайн порождает сегодня разное к себе отношение. Его опровергают, будто бы он скрывает все заболевания общества и тем самым только отягощающий его положение, хотя такое мнение является сомнительным, потому что даже маленький вклад в стабильность экологической ситуации мира со стороны дизайна в рамках пусть даже одной страны, может на многое повлиять и принести существенные результаты, особенно если рассматривать индустриальный дизайн. Его отказываются воспринимать серьёзно, потому что думают, что это явление неискреннее или даже лицемерное, потому как требование в выставлении ограничений потребления очень сложно выполнить в наш период, когда природные и искусственного рода потребности соединились в одно целое. Но всё не так плохо, многие же признают экологический дизайн, подтверждают его эффективность при увеличении гармонии в современном мире: формировании в нём органичности, раскрытия творческого потенциала, перемены системы ценностей. И, невзирая в таком случае на то, что способности нравственно-морального воздействия экологического дизайна в обществе представляются немного преувеличенными, экологическое направление в дизайне в целом заслуживает и приобретает наиболее значительный интерес и развитие. Возможно, его необходимо расценивать при этом в связи с отличительной для всего дизайна направленностью к гуманизации образа человеческой жизни.

Экологическое направление в нынешнем дизайне актуализировало проблему места и значения, смысла природного фактора в создании предметно-пространственной среды челoвека. Нельзя всех людей выстроить под одну сплошную линию в разных уголках нашей планеты, континентах, странах, ведь экологический подход необходимо осуществлять внимательно к каждому отдельно взятому куску местности. Природоохранный аспект должен являться особым, персональным, должны учитываться все индивидуальные, атмосферно-климатические, общественные и культурные реалии. Этим разъясняется заинтересованность представителей экологического направления в дизайне к областному и историческому опыту.

Дизайн, понимающий собственную этнокультурную идентичность, организованность в процесс формирования, изначально акцентирует внимание на собственное национальное своеобразие, подчеркивающее его в строю иных культур. Например, итальянские дизайнеры считают, что сейчас в Италии дизайн – это реальная культура, которая имеет свою историю, отличающаяся от других. В Скандинавии не было никогда такой пропасти между промышленностью, производством и ремеслом, как это было в Западной Европе. Этому мы обязаны финскому дизайну. Оттуда происходит самобытность скандинавского дизайна. Те же Японские профессионалы постоянно отличают японскую культуру и западную, уточняя на универсальности, способности склонять к «японизации» элементы культуры западного общества. А ведь суть японских традиций концентрируется на том, чтобы убеждать, что новое без старого не бывает, оно существует благодаря старому и происходит оттуда.

В Финляндии, Италии и Японии, как и в других странах, поддерживается культурный контекст традиций и быта народа. Стоит обратить внимание, что это не просто предметы, которые стоят в музеях и числятся как произведения искусства и народного творчества, но еще и постоянно присутствующие в обычный быт человека образцы мебели, одежды и прочее. В Италии и Японии традиции ремесленного дела практически не изменились, однако в Финляндии всё происходит совсем наоборот. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, в одном жизненном месте гармонично уживаются старые и новые предметы, создавая особую внутреннею атмосферу, влияющую на жизни людей и вдохновляющую дизайнеров со всех уголков нашей планеты.

Для дизайн-деятельности цель — это решение экологических вопросов культуры, и она ограничена из-за ценностей. Современный дизайн вряд ли способен на компетентность, ответственность в этом плане к новейшим чистым технологиям. Необходим обдуманный проект его развития по всем направлениям: экономика, управление, образование, государство. В плане выработки новой методики проектирования важно уже сейчас создавать и поощрять научно-исследовательскую деятельность по формированию новых образов окружающей среды будущего. Несомненно, экологию невозможно сдерживать и ограничивать только лишь вопросами сбережения биологическойсферы. Культурная среда не менее значима, она просто необходима для духовной жизни человека.

Шелег Татьяна

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by