Экологический дизайн сегодня: что это?

Татьяна Шелег

Институт журналистики

Сегодня наибольшее внимание уделяется именно двум основным аспектам современного мирового процесса: первый аспект — это очень бурное развитие научно-технического прогресса, другой – вызванные им проблемы, например, наиболее важные, экологические и социальные. Автономность технического мира поражает, в век компьютерных технологий появляется всё больше и больше новых средств проектирования и производства. Множество новых материалов и средств, создающих условия для технического мира, который в свою очередь получил свойство самоорганизации. Физическое вытеснение настоящей, естественной природы, как нарастающий процесс, грозящий второй, технической природе оказаться единственной в нашем мире. Распространение новых технологий в самых различных областях быта и культуры, тенденции в сфере образа жизни человека и потребительства создают важнейшие предпосылки для истинных социально-культурных изменений

Проблемы экологии человека, его культуры и природы настолько актуализировались в последние годы, что выступили на первый план. Им уделяется настолько сильное внимание, что создается впечатление, будто экологическое мышление, сознание, а также экологическая проектная деятельность – явление, которое появилось совсем недавно. Однако это не так, многие экологические критерии издавна учитывались в деятельности человека.

То, что они стали применяться и разрабатываться теперь под полной осознанностью, углублением в проблемы – это другое дело. Ограничительные, а также природоохранные меры стали дополняться другими конфигурациями организации взаимодействия челoвека с окружающей его средой. Сегодня экологическая проблематика проектной культуры отражается, прежде всего, в идее органичного включения средств промышленного производства в среду, и эта интеграция подразумевается самой разной, от социокультурной до биохимической. Таким образом, можно сделать вывод, что задачи дизайна существенно меняются. Их видят не только в изменении, совершенствовании формы и функции объекта, но и в пересмотре материалов, технологий, с экологической точки зрения. Изменение требований потребителя является такой же важной частью прогресса дизайн-деятельности. В функциях дизайна сейчас включается формирование новейшей структуры потребностей, поскольку главное экологической проблематики это ценностные представления всего социума.

В сферу экологического дизайна на сегодняшний день вовлекаются любые разновидности художественно-конструкторской деятельности. Под экологическими же подразумеваются концепции дизайна, которые в любом случае направлены на гармонизацию отношений между природой и человеком, человеком и окружающим его миром. Задачами экологического дизайна являются, с одной стороны, улучшение сложившейся экологической ситуации с помощью создания продуктов, соответствующих правилам и требованиям экологии природы, а с другой стороны, развитие самого общества в целом и стимулирование качеств человека, направленных на окружающую этого человека среду. Представители такого экологического направления считают, что в будущем так смогут изменить сложившееся в обществе отношение к разного рода ценностям, помочь утверждению в обществе приоритета этих ценностей.

Экодизайн порождает сегодня разное к себе отношение. Его опровергают, будто бы он скрывает все заболевания общества и тем самым только отягощающий его положение, хотя такое мнение является сомнительным, потому что даже маленький вклад в стабильность экологической ситуации мира со стороны дизайна в рамках пусть даже одной страны, может на многое повлиять и принести существенные результаты, особенно если рассматривать индустриальный дизайн. Его отказываются воспринимать серьёзно, потому что думают, что это явление неискреннее или даже лицемерное, потому как требование в выставлении ограничений потребления очень сложно выполнить в наш период, когда природные и искусственного рода потребности соединились в одно целое. Но всё не так плохо, многие же признают экологический дизайн, подтверждают его эффективность при увеличении гармонии в современном мире: формировании в нём органичности, раскрытия творческого потенциала, перемены системы ценностей. И, невзирая в таком случае на то, что способности нравственно-морального воздействия экологического дизайна в обществе представляются немного преувеличенными, экологическое направление в дизайне в целом заслуживает и приобретает наиболее значительный интерес и развитие. Возможно, его необходимо расценивать при этом в связи с отличительной для всего дизайна направленностью к гуманизации образа человеческой жизни.

Экологическое направление в нынешнем дизайне актуализировало проблему места и значения, смысла природного фактора в создании предметно-пространственной среды челoвека. Нельзя всех людей выстроить под одну сплошную линию в разных уголках нашей планеты, континентах, странах, ведь экологический подход необходимо осуществлять внимательно к каждому отдельно взятому куску местности. Природоохранный аспект должен являться особым, персональным, должны учитываться все индивидуальные, атмосферно-климатические, общественные и культурные реалии. Этим разъясняется заинтересованность представителей экологического направления в дизайне к областному и историческому опыту.

Дизайн, понимающий собственную этнокультурную идентичность, организованность в процесс формирования, изначально акцентирует внимание на собственное национальное своеобразие, подчеркивающее его в строю иных культур. Например, итальянские дизайнеры считают, что сейчас в Италии дизайн – это реальная культура, которая имеет свою историю, отличающаяся от других. В Скандинавии не было никогда такой пропасти между промышленностью, производством и ремеслом, как это было в Западной Европе. Этому мы обязаны финскому дизайну. Оттуда происходит самобытность скандинавского дизайна. Те же Японские профессионалы постоянно отличают японскую культуру и западную, уточняя на универсальности, способности склонять к «японизации» элементы культуры западного общества. А ведь суть японских традиций концентрируется на том, чтобы убеждать, что новое без старого не бывает, оно существует благодаря старому и происходит оттуда.

В Финляндии, Италии и Японии, как и в других странах, поддерживается культурный контекст традиций и быта народа. Стоит обратить внимание, что это не просто предметы, которые стоят в музеях и числятся как произведения искусства и народного творчества, но еще и постоянно присутствующие в обычный быт человека образцы мебели, одежды и прочее. В Италии и Японии традиции ремесленного дела практически не изменились, однако в Финляндии всё происходит совсем наоборот. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, в одном жизненном месте гармонично уживаются старые и новые предметы, создавая особую внутреннею атмосферу, влияющую на жизни людей и вдохновляющую дизайнеров со всех уголков нашей планеты.

Для дизайн-деятельности цель — это решение экологических вопросов культуры, и она ограничена из-за ценностей. Современный дизайн вряд ли способен на компетентность, ответственность в этом плане к новейшим чистым технологиям. Необходим обдуманный проект его развития по всем направлениям: экономика, управление, образование, государство. В плане выработки новой методики проектирования важно уже сейчас создавать и поощрять научно-исследовательскую деятельность по формированию новых образов окружающей среды будущего. Несомненно, экологию невозможно сдерживать и ограничивать только лишь вопросами сбережения биологическойсферы. Культурная среда не менее значима, она просто необходима для духовной жизни человека.

Шелег Татьяна

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by