Северный дневник

Иван Суслов

Институт журналистики

Выходя из дома еще раз проверяю содержимое своего чемодана: документы, пропуск, сменная одежда, туалетные принадлежности — все есть. В этот раз мне предстоит путь в северный город Нижневартовск — город нефтяников в самом сердце Сибири. Это моя первая подобная командировка, поэтому слегка волнуюсь, хотя за моей спиной уже больше сотни рейсов в самые различные направления. Но этот особенный. Спросите: в чем его особенность? Во-первых, это командировка на сутки (если кого-то интересует, можем ли мы выходить гулять в других странах скажу — нет, так как все рейсы в нашей авиакомпании разворотные, то есть мы летим домой через час). Во-вторых, это не регулярный рейс и не чартерный. Мы везем на север вахту нефтяников. Пассажиры особые, это вам не избалованные южным солнцем туристы. В-третьих, это рейс в центральная Сибирь, нефтяная столица России, город на берегу реки Обь, окруженный таежными лесами, город с суровыми природными условиями.

Начинается рейс с того (тут я желаю опустить все подробности подготовки к рейсу, проверку самолета и прочее и перейти сразу к рассказу), что на пустом самолете мы вылетаем в Гомель. Очень непривычно взлетать в пустом самолете, рассчитанном на 189 пассажиров (самый большой «Боинг», который у нас есть), который обычно пассажиры заполняют под завязку. Так как самолет пустой, у нас есть возможность сесть в салоне и полюбоваться на красоту земли из пассажирского иллюминатора. Да, звучит странно, но у нас практически нет ни времени, ни возможности посмотреть в окно. Либо все места в самолете заняты, либо у нас нет времени. Ведь исполнение своих служебных обязанностей должно быть на первом месте. Тем более в авиации.
Конечно, мы можем полюбоваться видами и через наш рабочий иллюминатор, но он очень маленький и едва в него можно увидеть всю божественную красоту природы.

Лететь из Минска в Гомель очень мало, примерно 35-40 минут. Только-только самолет занял крейсерский эшелон полета (высоту), как через несколько минут приступает к снижению. Не работая это время ощущается. Если бы у нас были пассажиры, то 40 минут пролетели бы как 10. Так как вылетели мы в 12 часов ночи, а вылет у нас в 5 утра, то понятно, что у нас есть немного времени на сон. Но в чем неудобство — отдыхаем прямо в самолете. Ну и ладно! Второй дом, как-никак. С трудом нахожу удобную позу для сна на жестких креслах и благополучно засыпаю. После отдыха начинаем подготовку к длинному (для нашей компании, естественно) перелету. Принимаем питание, багаж и пассажиров. Обычные для нас процедуры.

Снова поднявшись в небо, летим на восток. Накормили, напоили наших пассажиров, справились часа за два. Спешить некуда, времени на работу хватает. Всего лететь три с половиной часа (обратно летели четыре часа пятнадцать минут). Почти все пассажиры уснули и у нас еще остается время для того, чтобы перекусить и заняться прочими делами. Экипажная еда отличается от пассажирской. Это делается в первую очередь для того, чтобы в случае отравления пассажиров не пострадал организм членов экипажа. Ограничимся этими подробностями на счет обеда в небе и перенесемся вперед, чтобы не томиться в ожидании прилета.

За полчаса начинаем снижение. Под нами сплошная облачность, а значит солнечной погоды ждать не стоит. При вхождении в облака начинается болтанка. Вы ведь знаете, что облака состоят из капель воды, а значит и плотность у них выше, чем у воздуха, поэтому и начинается трение самолета об эту повышенную плотность облаков и самолет начинает немного побалтывать и махать крыльями (да, самолеты тоже машут крыльями, прямо как птицы!). Мы готовим салон к посадке — будим пассажиров, говорим им что нужно пристегнуться, закрыть столики и так далее. Сели. Север встречает нас довольно холодной погодой (+8 градусов первого июня). Воздух благородный, свежий! Дыши — не хочу. Выполняем послеполетные процедуры и спешим на отдых. Нас забирает автобус и везет в здание аэровокзала. Там проходим паспортный контроль (да, из новостей вы знаете, что Российская сторона ввела необходимость соблюдать таможенные процедуры при прохождении границы). Неудобно. Раньше мы свободно въезжали в Россию без паспортного контроля. Что ж — надо, значит надо) и выходя из здания аэропорта идем в гостиницу. Идти до нее две минуты — удобно. Но чтобы попасть в город нужно ехать минут 15 на транспорте.

После заселения иду в душ, освежаюсь, привожу себя в чувства, переодеваюсь в гражданскую одежду и ложусь на кровать. Боже мой, как же приятно вытянуть ноги на мягкой кровати после такой адской работы! Постоянная беготня, перепады давления естественно сказываются на самочувствии — ноги попадают под раздачу в первую очередь. Вздремнул минут 20, больше не могу. Как же мне на терпится пойти в город! Обращаюсь к старшему бортпроводнику (мы с ним жили в одном номере, еще две девушки стюардессы — в другом, командир и второй пилот заселились в отдельные комнаты):
— Можно все-таки пойду в город? Спать не хочу, не сидится мне, особенно на новом месте. (До этого мы договаривались пойти всем вместе после небольшого отдыха, но похоже все крепко заснули, особенно командир, но мне хотелось побыстрее выйти!)
— Ну хорошо, если так хочешь, то иди.
— Вы же здесь много раз были, а я первый. Интересно ведь!
И отпустил меня с богом, указав на ближайшую остановку.
Но увы — нужный автобус уехал прям из-под носа! Решил идти пешком, орентируясь по карте. Что сказать — пейзаж не тянет на место на открытке. Окружение ничем не отличается от сотен таких же Российских промышленных городов — тротуаров нет, разметки на дорогах тоже, сухие деревья сломаны и огромными кострищами лежат вдоль дорог, закрывая собой придорожные лужи, из люков идет белый пар, а вдоль всей улицы тянется теплотрасса. Смотрю и сердце кровью обливается — а ведь это нефтяной край! Ну ладно, оставим лирику и пойдем дальше.

До главной улицы (Ленина, кого же еще?) пешком шел минут 30. Здесь уже появился тротуар и людей стало немного больше. Следуя по карте, иду к краеведческому музею, который находится почти в начале улицы, то есть недалеко от меня. Прохожу через дворец культуры и обнаруживаю музей на первом этаже панельного жилого дома. Сам музейчик маленький — всего три зала: древняя эпоха — палеолит, неолит, окаменелости, мамонты, черепушки и флора с фауной. Второй зал — средние века и середина ХХ века — быт местного населения. Естественно, особенно мне понравилась экспозиция, показывающая одежду местного населения, рядом с чучелом северного оленя. Очень колоритно. Еще было интересно увидеть настоящую шаманскую одежду и бубен. И третий зал посвящен освоению территорий советским правительством — установлением коммунистической власти и нефтяных вышек. Вот, собственно и вся история.

Город молодой, перспективный и строящийся, стоит на берегу великой реки Обь. Течение в ней сильное, бурное. Пройдясь по длинной набережной дышу свежим сибирским воздухом. Любуюсь крупной мечетью (то ли еще строящейся, то ли находящейся в стадии реконструкции) и православным храмом, которые мирно стоят друг напротив друга. Дальше — лучше. Огромный участок набережной расписан детскими рисунками на тему родного города, дружбы народов и победы в Великой Отечественной войне. Нарисовано красиво, я даже в забытьи подумал, что нахожусь в музее, но свежий холодный ветер вернул меня в реальность. Для таких городов тема дружбы народов очень актуальна — те же мечеть и храм тому подтверждение. Здесь живут много народностей и национальностей, такие как местные ханты и манси, уроженцы многих регионов России, приезжие из соседних стран. Вдоль набережной растянулась велодорожка, правда ни одного велосипедиста я так и не увидел. Зато много прогуливающихся пар разных возрастов.

После нескольких часов прогулки я начал уставать (тем более что сменную обувь я не брал, а гулял в своих рабочих туфлях) и решил возвращаться в гостиницу. Конечно, хотел еще попасть на местное Комсомольское озеро, но решил пожалеть себя, успокоив себя мыслью о том, что ничего сильно не потеряю, если не пойду туда (это я делал только для того, чтобы найти повод вернуться и отдохнуть, на самом деле мне очень туда хотелось прогуляться).

Подходя к гостинице сворачиваю в сторону от дороги и прохожу несколько десятков метров в небольшой пролесок. Рядом течет речка Рязанка. Много мусора, но я стараюсь не обращать на него внимание. Хотелось хоть одним глазом, хоть примерно посмотреть, как может выглядеть тайга (да, всю жизнь мечтал ее увидеть, ведь это самый большой лесной массив в мире, дикий, опасный и чарующий своей таинственной красотой). Что ж, похоже (наверное).

Иду назад, прохожу мимо аллеи авиационной техники (напоминаю, что гостиница находится около аэропорта на улице Авиаторов) – на постаментах стоит несколько вертолетов и самолетов (понятное дело советских). Вечереет. Захожу в номер, включаю телевизор и отдыхаю. Смеркалось, но не темнело. Я знал, что тут в эту пору правят миром белые ночи. Их я тоже очень хотел увидеть. Хорошо, что к вечеру распогодилось – ушли тучи, перестал дуть ветер, стало теплее. Чистое, светлое небо, светит луна. Ночь оказалась и правда очень светлая. Можно даже без фонарика гулять. Красиво, что еще сказать. Несмотря на свет, спал я очень крепко и долго.

Проснулся с легким чувством, светило солнце. Вот почему, когда надо возвращаться домой, погода налаживается? И так всегда. Но ладно. Утро прошло быстро – собрались, оделись и пошли на самолет.

Теперь нам предстоит путь обратно, к своим родным и друзьям. Перед вылетом еще раз полной грудью вдыхаю свежий таежный воздух и поднимаюсь по трапу. Чуть позже еще полюбуюсь на бесконечной море леса через иллюминатор и вспоминаю слова одной песни:

«Прощай тайга обнимемся с тобой,
прощай тайга и поминай как звали,
А соловьи поют наперебой по всем лесам сибирской магистрали,
а соловьи поют наперебой.»
И только в подсознании я имел ввиду не «прощай», а «до встречи».

Теперь я буду вспоминать об этом маленьком приключении с легкой грустью, но утешать себя тем, что впереди предстоит еще так много интересных открытий и маршрутов.

 

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ