Запись лекций на диктофон: законно ли это?

Анастасия Кулипанова

Институт журналистики БГУ

Почти каждый из нас сталкивался с проблемой записей в конспекте. Казалось бы, для журналиста нет ничего проще, чем включить диктофон – и все готово! «ЖФ» решили выяснить, насколько правомерны такие действия.

В 2011 году парень с юридического факультета одного из университетов Краснодара задал на форуме вопрос, который может коснуться любого студента:

«Недавно я стал студентом юридического факультета. Поскольку у меня проблемы со здоровьем, я веду запись лекций на диктофон. Никто из преподавателей не возражает против этого. Однако одна преподавательница ищет всяческие аргументы, чтобы запретить мне это делать. В частности, она считает, что лекции — это ее интеллектуальная собственность, и она не хочет, чтобы ее голос был в моем диктофоне. Что Закон говорит поэтому поводу?»

Вопрос вызвал настоящую дискуссию. Кто-то писал в комментариях, что, безусловно, можно записывать лекцию, кто-то говорил, что так можно делать «втихаря», а кто-то реагировал резко негативно, приводя в пример выдержки из Закона.

Нам стало интересно2016-06-12_14-36-46, что же сегодня по этому поводу думают белорусские студенты: имеет ли студент право записывать лекцию преподавателя на диктофон? Поэтому мы специально провели опрос среди студентов, по итогам которого можно заметить следующее: большинство ребят (54%) считают, что студент имеет полное право записывать лекцию на диктофон.

 

Некоторые ребята согласились аргументировать своё мнение и дали развернутые ответы.

Анастасия, БГУ: «Конечно, мы имеем право записывать на диктофон! Они так быстро диктуют, ничего не успеваешь записать… А потом требуют эти знания. И вообще, они же преподаватели. Что за  ерунда?!»

Кристина, БГУ: «Я считаю, что студент имеет право записывать лекцию на диктофон только с разрешения самого преподавателя. Потому что лекции пишутся добросовестным преподавателем самостоятельно, и это отнимает очень много сил и времени. Плюс к тому, какой толк от его лекций, если они будут не уникальными, разгуляются в Интернете? Зачем ходить тогда студентам на пары? Если разрешит – значит, он уверен в своей харизме!»

МухамметАлтыев, БГУ: «Да имеет студент право записывать, если это не вредит достоинству преподавателя или учащихся. И, кстати, такой способ очень полезен для иностранцев, которые не успевают конспектировать. Но если преподаватель не желает, чтоб его записывали, он может не запретить, а просто попросить или предупредить студента, потому что ничего плохого нет в том, что лекции записываются».

Shahzod Abduhalim, БГУ: «Думаю, что студент имеет право, потому что так можно лучше понять тему, приехав домой, можно слушать те места, которые ты не понял или в которых заинтересовался. А бывают такие моменты, когда преподаватель дает даже неверную информацию, тогда это можно проверить. Но согласен с тем, что преподаватель может запретить записывать свою лекцию на диктофон».

Никита Чекой: «Конечно, студент имеет право записывать лекцию! Упреподавателя не зарегистрированы авторские права, и он не ведет коммерческой деятельности. Так что не думаю, что у него есть какое-то право запрещать. Хотя бы потому, что он не регистрировал авторское право, для этого есть специальное бюро. Это примерно как с музыкой. Даже если преподаватель все зарегистрирует,студент все равно может записывать все, что захочет, только не с целью распространения. К тому же, это не урок в частной школе, а занятие в государственном учебном заведении. Если бы он был репетитором или преподавал в частной школе, то другое дело. Он не платит налоги за защиту авторского права, соответственно, на защиту со стороны государства претендовать не может».

Так как мнения студентов разделились, и в процессе опроса был затронут вопрос об авторском праве и его защите, мы решили обратиться к Закону и узнать, имеет ли право все-таки студент осуществлять диктофонную запись лекции не в коммерческих целях.

Включена ли лекция в число объектов авторского права?

Ст. 6 Закон Республики Беларусь«Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З «Объекты авторского права»:

«6.1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения.
6.2. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

6.5. Объектами авторского права являются:

— литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

— драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

— музыкальные произведения с текстом и без текста;

<…>

произведения науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.);

— иные произведения».

Как правильно заметила студентка БГУ Кристина, «лекции пишутся добросовестным преподавателем самостоятельно», следовательно, материал является эксклюзивной творческой работой. После преподаватель читает лекцию перед аудиторией студентов, значит, лекция становится обнародованной. Если читаемая в университете лекция относится к науке, то она будет являться произведением науки, которое входит в число объектов авторского права.

Стоит обратить внимание на оговорку, указанную в ст.7 п.7.2 Закона Республики Беларусь«Об авторском праве и смежных правах»: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены».Следовательно, если преподаватель на лекции объясняет свои методы и идеи, то они автоматически исключаются из перечня объектов авторского права.

 

Имеет ли все-таки право студент осуществлять диктофонную запись лекции не в коммерческих целях?

 

На данный вопрос конкретный ответ не был найден, так как в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»от 17 мая 2011 года нет статьи или даже пункта в статье, которые бы точно ответили на наш вопрос.

Когда я обратилась за помощью к компетентному лицу – практикующему юристу, я получила ответ, что на вопрос о записи лекции на диктофон нельзя дать однозначный ответ. Такой вопрос нужно детально изучать, ведь всё зависит от ситуации.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: если вы хотите записать лекцию на диктофон, подойдите к преподавателю заранее и спросите у него разрешения. Тогда и вы будете спокойны, и отношения с преподавателем не испортите, и проблем у вас не будет.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ