Марья Пююкко: “В кинемотографе женщин считают за меньшинство…”

Дарья Никончук

Институт журналистики БГУ

С 21 по 24 апреля прошёл фестиваль кино северных стран под названием «Северное сияние-2016». Его генеральный директор Ольга Чайковская организовала для студентов журфака встречу с режиссёром и сценаристом Марьей Пююкко из Финляндии. Гостья рассказала о своём фильме «Деревенские жители», представленном на фестивале, поделилась опытом кинематографиста во втором поколении, а также поведала интересные факты из истории скандинавского кино.

Тема лекции Марьи называлась “Роль женщины в нордическом кинемотографе”. Она начала с короткого исторического анализа. Затем режиссер плавно перешла к основному вопросу своей увлекательной лекции: разница полов в нордическом кинематогрофе. Она рассказала, что всё-таки большинство игровых фильмов в скандинавских странах снимают мужчины. Только 16% всех инвестиций, которые поступают в киноиндустрию, выделяются для фильмов, режиссёрами которых выступают женщины. Из этого складывается неверное впечатление, что “женские” фильмы дешевле. “Очень сложно найти деньги для создания кино, когда ты женщина, – признаётся Марья. – Потому что большинство средств уходит на блокбастеры, экшены, исторические фильмы. Такая ситуация происходит не только у нас. Единственным режиссёром-женщиной, которая сделала “большое” кино и закрепилась в нём, является Кэтрин Бигелоу. В Скандинавии в этой сфере развивается Сьюзэн Роуз Бер, но она ещё продолжает работать в жанре личных трагедий. В кинемотографе женщин считают за меньшинство, хотя большая часть населения планеты – это женщины. Важным остаётся вопрос, про кого из них тогда стоит рассказывать: примеров, когда женщина выступает в качестве сценариста, режиссёра и продюсера, крайне мало. Необходимо перейти этот рубеж, потому что проблемы,  которые женщины поднимают в своём кино, являются актуальными. Следует расширяться, переходить на другие регионы, помогать друг другу, потому что одно лишь бездейственное сожаление не приведёт к изменениям”.

В творческом “багаже” Марьи разные работы. В августе будут начаты съемки новой картины о трагической судьбе мужчины-отца. Марья считает, что крайне важно показать свои настоящие чувствав фильме, чтобы в нём обязательно нашли нечто близкое для себя зрители. Тогда между ними и режиссёром возникаетпонимание.

Свой фильм “Деревенские жители”, представленный на фестивале “Северное сияние 2016”, Марья характеризует как классическую историю о том, что люди всегда ждут перемен, но часто ничего для этого не делают. Они уверены, что всё произойдёт само собой. И своей картиной режиссёр призывает людей действовать, а не ждать. Многих персонажейв фильме Марья наделилаавтобиографичные черты. Зал засыпал гостью вопросами.

– Финансирование “женских” фильмов занимает лишь 16%. Связано ли это с тем, что их картины узконаправлены и поэтому менее интересны широкой аудитории?

– Здесь важны несколько факторов. Часто женщина-режиссёр снимает личную историю, свою драму, но именно с этого и нужно начинать. Люди, которые будут вкладывать деньги в такие фильмы, понимают, что ими не заполучить широких кассовых сборов. Однако существует интересный показатель: у данных картин вероятность попасть на фестиваль кинонамного больше. Это увеличивает шанс успеха.

– Такие проблемы, с которыми сталкиваются ваши женщины, есть и у других представительниц прекрасного пола. Чем обусловлено то, что ваше женское население в большей степенидемонстрируетсвою силу и независимость, стремитсябыть наравне с мужчинами?

– Уровень жизни в скандинавских странах гораздо выше, чем в некоторых других регионах мира. Когда у женщиныесть образование и хорошие социальные условия и ей не нужно заботиться об этом, то у неё возникает время и желание думать о своей роли в обществе. Она хочет сама выстраивать эту роль и занимать важное место. Наши мужчины выглядят очень мужественными и сильными, но никогда не подавляют женщин. Стараются поддерживать наши права и возможности. Это помогает женщине чувствовать себя увереннее.

– Какие отзывы были сделаны на Ваши фильмы? Что Вы сами думаете о них?

– Конечно, воспринимать критику всегда нелегко. Это похоже на то, когда вы отправляете ребёнка в школу очень нарядным и красивым, а он возвращается оттуда весь в слезах, побитый, с порванной одеждой. Это не обрадует, но обязательно чему-то научит и даст повод задуматься. С возрастом ты начинаешь спокойнее к этому относиться: в критике можно узнать много того, чего ты сам не смог заметить, пропустил. Это даёт возможность посмотреть на свою работу с другой стороны, увидеть все её аспекты. Тем более это профессионалы в своём деле. Они дадут достойную оценку твоей работе, сделают глубокий анализ всех составляющих: визуальной, смысловой, актёрской и т.д.  Если взять фильм, представленный на фестивале, то рецензенты разошлись во мнениях. Однако для меня куда важнее низкая оценка, чем нечто среднее. Это заставляет задуматься, “покопаться” в фильме.

Каким образом Вы находите продюсеров для своих фильмов?

– Киноиндустрия Финляндии довольна велика. Прежде чем снять свой фильм, я около пяти лет работала в этой сфере и сценаристом, и специалистом по подбору актёров, и ассистентом.Это дало мне возможность узнать множество людей, с которыми я сотрудничаю сейчас. Важным моментом является то, как вы можете презентовать свой фильм, заинтересовать продюсера и “продать” ему свой продукт. Свой первый фильм  представляла человеку, которому когда-то приносила кофе и помогала с бумагами, поэтому необходимо было показать картину с самой выгодной стороны. Это было крайне нелегко, но я справилас

– На Вас повлияло чье-то искусство, или Вы стараетесь создать свой стиль из реалий жизни?

Я восхищаюсь творчеством братьев Коэн, Кэтрин Бигелоу, Тима Бёртона. Искусство этих людей вдохновляет. Братьев Коэн люблю за их юмор и потрясающий сарказм, Тима Бёртона за такие фильмы, как “Эдвард Руки-ножницы”. Он смог создать необыкновенный перевёрнутый нестандартный мир, требующий огромного таланта. Мечтаю когда-нибудь воплотить в жизнь нечто подобное, но пока мне не найти средств для такого кино.

– Вы работали и с комедией, и с драмой. Что создавать сложнее ?

– Чем более серьёзна жизнь и чем серьёзнее в ней люди, тем смешнее они выглядят. Например, фестивальный фильм показался критикам очень серьёзным и драматичнымнесмотря на то, что он задумывался как комедия. Здесь всё неодназначно.  Я не разделяю жанры на более сложные или лёгкие. Всегда сложно придумать саму историю, показать и раскрыть её зрителям. Режиссёр хочет показать, что в комедии смешно не то, что человек подскальзывается и падает, а возможность найти улыбку в каких-то более серьёзных вещах.

– В Скандинавии очень сильная мифология. В современном кино затрагивается эта тема?

Больше нет, чем да, потому что сейчас такие попытки не были слишком успешны. Однако мифология остаётся обширной темой в любой стране и может использоваться в кино, отображая национальную культуру.

– Какие имена являются для Вас примером из скандинавского региона?

– Выделю Сьюзэн Роуз Бер, Лукаса Мудиссона. Творчество известных Ларса фон Триера и Ингмара Бергмана отличаются для меня своим специфическим видением. Последнего нам часто ставили в пример во время учёбы, но с годами у меня сложилось неодназначное мнение на его счёт.

– На Ваш взгляд, умирает ли авторское кино?

Оно не умирает, но, безусловно, создать его очень сложно. Всё равно нужна большая творческая сплочённая команда – сценаристы, постановщики, гримёры и ещё множество других профессионалов, которые будут помогать. Необходимо работать в команде, даже если это авторское кино.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ