Через тернии в журналистику

Татьяна Бусел

Институт журналистики

В 2014 году Артур Жоль окончил Институт журналистики БГУ, сейчас корреспондент «Прессбола», знающий своё дело. В 20 лет оказался в команде профессионалов, перенял их опыт, а теперь делится им с нами.

p51otuz_jes

— Как Вы пришли в журналистику, в частности — в спортивную?

В 2014 году Артур Жоль окончил Институт журналистики БГУ, сейчас это корреспондент «Прессбола», знающий своё дело. В 20 лет оказался в команде профессионалов, перенял их опыт, а теперь делится им с нами.

— Как Вы пришли в журналистику, в частности — в спортивную?

— О, это случилось очень давно. Года с двухтысячного я серьезно подсел на футбол. Ходил с друзьями на все матчи родной «Лиды». Команда играла недурно, но об этом в районной газете никто не писал. Мне и Игорю Петрулевичу, который сейчас работает на Tribuna.com, предложили попробовать. Поручили сварганить небольшой отчет о домашнем матче с калинковичской «Вертикалью». До сих пор помню заголовок того текста. Под проливным дождем соперники раскатали нулевую ничью, и материал назывался «Мокрое поле, «сухой счет». Иногда кажется, что это лучший заголовок в моей журналистской карьере (улыбается).

Текст вышел 11 мая 2004 года. Мне тогда еще не исполнилось тринадцати лет. Удивительно, но правок было немного. В принципе я всегда неплохо писал школьные сочинения. Какую-то творческую жилку имел. А когда попробовал на вкус журналистику — конкретно втянулся. И с тех пор, около шести лет, вплоть до поступления на журфак, мы писали о футболе в «Лiдскую газету». Даже вели ежемесячную рубрику «Свободный удар». В старших классах еще параллельно работали на местном радио и телевидении. Тоже делали сюжеты о футболе. Когда я приехал поступать, привез папку с сотней публикаций и десятками теле- и радиосюжетов. Помню, как восторгалась ее толщиной Анна Викторовна Курейчик. Большинство текстов и сюжетов делали с Игорем совместно. Мы уже в восьмом классе решили, что будем поступать на журфак и целенаправленно готовились к этому.

— На Ваш взгляд, достаточно ли начинающим журналистам Беларуси площадок для профессионального развития?

— Вполне. В журналистике очень низкий порог вхождения в профессию. И за последние лет пять-десять он еще сдал позиции. Завел блог — ты уже журналист. Пожалуйста — развивайся там, пробуй, экспериментируй. Можно даже на стене в «Фэйсбуке». Почувствуешь слово, язык публицистики, появятся интересные идеи — стучись в ведущие издания. Тесно здесь? Пиши для зарубежных сайтов, журналов. Связывайся с редакторами, предлагай тексты. Если будешь делать качественный продукт, там не откажут. Ты кузнец своего счастья. Не надо ждать, пока кто-то заметит и куда-то пригласит, всучит тему и заставит работать. Можно дождаться того, что направят по распределению в Хойники (улыбается). Я сам напросился на практику в «Прессбол» и пришел с уже готовым актуальным интервью, которое сразу же одобрили редакторы. Уже в двадцать лет оказался рядом с крутыми людьми, профессионалами. Это, кстати, очень полезно для роста и развития.

— Есть ли журналисты, на которых вы равняетесь сейчас?

— Номер один — безусловно, Владимир Познер. Я всегда ценил в людях мозги. Познер — умнейший человек. В 82 года остается актуальным и ведет на главном канале страны авторскую программу практически в прайм-тайм. Помимо этого, до сих пор бегает по утрам, прекрасно шутит, носит цветастые носки. В 59 лет победил рак, что заслуживает отдельного уважения.

А у Шендеровича, например, можно научиться, как чудесным образом складывать слова в предложения. Есть удивительно талантливые авторы и в «Прессболе». Почитать материалы Сергея Кайко — порой это неописуемое удовольствие. Или мэтра спортивной журналистики Сергея Новикова. Еще люблю купить «БелГазету» — там хватает своих талантов с тонким чувством «стеба».

Вообще я советовал бы тем, кто идет в журналистику, не столько читать художественную литературу, сколько качественную публицистику. Каюсь, я читал не слишком много книг в школе и универе. Рос, можно сказать, на газетах. На крутых текстах в «Прессболе» и других изданиях. Думаю, это здорово помогло. Хотя книги, конечно, тоже полезны.

pk9hiol5fjo

— Что не даёт погаснуть Вашему журналистскому запалу? Бывают ли такие моменты, когда работа кажется рутиной?

— Чаще всего так бывает, когда пишешь тексты, которые лично тебе не слишком интересны — задание редакции или какая-нибудь «обязаловка». Или выполняешь черновую работу. В журналистике тоже приходится и играть на рояле, и таскать его. Нужно делать все возможное, чтобы играть как можно больше. Искать классные темы, захватывающие и тебя, и читателей, а не ждать, пока какой-нибудь материал навяжут сверху. Ну, и главное — надо работать в издании, которое тебе нравится, которое сам читаешь, а некоторые пишут про урожай, хотя любят балет. Из-за этого и разочаровываются в профессии.

— Как влияют на Вас такие происшествия, как, например, недавний обстрел автобуса, в котором вы и находились?

— Американцы говорят – это хороший «экспириенс». Сейчас, когда все уже позади, о том эпизоде вспоминаю с юмором. Полезный опыт, который помог прочувствовать экстремальную ситуацию изнутри, лучше понять, как не растеряться, не запаниковать и, несмотря ни на что, выполнить свое задание. Кажется, теперь я готов поработать даже в какой-нибудь горячей точке. Страшно было только в первые мгновения, когда пришлось лечь на пол. А в вертикальном положении быстро вернулось самообладание. Журналист вообще должен всегда сохранять хладнокровие. Эмоции — отстойное явление в нашей профессии.

— Что следует знать, чтобы работать в журналистике?

— Журналистику просто надо любить. Здесь все просто — либо любишь, либо нет. Со мной на журфаке училось много случайных людей. Было видно, что в профессии они не останутся. Они, конечно, доучились и даже получили диплом, но могли бы потратить эти пять лет на что-то более важное для себя. На мой взгляд, еще до поступления надо понимать, лежит к этому душа или нет.

— Вы сотрудничали со многими изданиями, но что заставило Вас так надолго задержаться именно в «Прессболе»?

— Считаю, что сейчас в сегменте спортивных медиа по-прежнему нет ничего лучше.

Текст вышел 11 мая 2004 года. Мне тогда еще не исполнилось тринадцати лет. Удивительно, но правок было немного. В принципе я всегда неплохо писал школьные сочинения. Какую-то творческую жилку имел. А когда попробовал на вкус журналистику — конкретно втянулся. И с тех пор, около шести лет, вплоть до поступления на журфак, мы писали о футболе в «Лiдскую газету». Даже вели ежемесячную рубрику «Свободный удар». В старших классах еще параллельно работали на местном радио и телевидении. Тоже делали сюжеты о футболе. Когда я приехал поступать, привез папку с сотней публикаций и десятками теле- и радиосюжетов. Помню, как восторгалась ее толщиной Анна Викторовна Курейчик. Большинство текстов и сюжетов делали с Игорем совместно. Мы уже в восьмом классе решили, что будем поступать на журфак и целенаправленно готовились к этому.

— На Ваш взгляд, достаточно ли начинающим журналистам Беларуси площадок для профессионального развития?

— Вполне. В журналистике очень низкий порог вхождения в профессию. И за последние лет пять-десять он еще сдал позиции. Завел блог — ты уже журналист. Пожалуйста — развивайся там, пробуй, экспериментируй. Можно даже на стене в «Фэйсбуке». Почувствуешь слово, язык публицистики, появятся интересные идеи — стучись в ведущие издания. Тесно здесь? Пиши для зарубежных сайтов, журналов. Связывайся с редакторами, предлагай тексты. Если будешь делать качественный продукт, там не откажут. Ты кузнец своего счастья. Не надо ждать, пока кто-то заметит и куда-то пригласит, всучит тему и заставит работать. Можно дождаться того, что направят по распределению в Хойники (улыбается). Я сам напросился на практику в «Прессбол» и пришел с уже готовым актуальным интервью, которое сразу же одобрили редакторы. Уже в двадцать лет оказался рядом с крутыми людьми, профессионалами. Это, кстати, очень полезно для роста и развития.

— Есть ли журналисты, на которых вы равняетесь сейчас?

— Номер один — безусловно, Владимир Познер. Я всегда ценил в людях мозги. Познер — умнейший человек. В 82 года остается актуальным и ведет на главном канале страны авторскую программу практически в прайм-тайм. Помимо этого, до сих пор бегает по утрам, прекрасно шутит, носит цветастые носки. В 59 лет победил рак, что заслуживает отдельного уважения.

А у Шендеровича, например, можно научиться, как чудесным образом складывать слова в предложения. Есть удивительно талантливые авторы и в «Прессболе». Почитать материалы Сергея Кайко — порой это неописуемое удовольствие. Или мэтра спортивной журналистики Сергея Новикова. Еще люблю купить «БелГазету» — там хватает своих талантов с тонким чувством «стеба».

Вообще я советовал бы тем, кто идет в журналистику, не столько читать художественную литературу, сколько качественную публицистику. Каюсь, я читал не слишком много книг в школе и универе. Рос, можно сказать, на газетах. На крутых текстах в «Прессболе» и других изданиях. Думаю, это здорово помогло. Хотя книги, конечно, тоже полезны.

uicrease0zu

— Что не даёт погаснуть Вашему журналистскому запалу? Бывают ли такие моменты, когда работа кажется рутиной?

— Чаще всего так бывает, когда пишешь тексты, которые лично тебе не слишком интересны — задание редакции или какая-нибудь «обязаловка». Или выполняешь черновую работу. В журналистике тоже приходится и играть на рояле, и таскать его. Нужно делать все возможное, чтобы играть как можно больше. Искать классные темы, захватывающие и тебя, и читателей, а не ждать, пока какой-нибудь материал навяжут сверху. Ну, и главное — надо работать в издании, которое тебе нравится, которое сам читаешь, а некоторые пишут про урожай, хотя любят балет. Из-за этого и разочаровываются в профессии.

— Как влияют на Вас такие происшествия, как, например, недавний обстрел автобуса, в котором вы и находились?

— Американцы говорят – это хороший «экспириенс». Сейчас, когда все уже позади, о том эпизоде вспоминаю с юмором. Полезный опыт, который помог прочувствовать экстремальную ситуацию изнутри, лучше понять, как не растеряться, не запаниковать и, несмотря ни на что, выполнить свое задание. Кажется, теперь я готов поработать даже в какой-нибудь горячей точке. Страшно было только в первые мгновения, когда пришлось лечь на пол. А в вертикальном положении быстро вернулось самообладание. Журналист вообще должен всегда сохранять хладнокровие. Эмоции — отстойное явление в нашей профессии.

— Что следует знать, чтобы работать в журналистике?

— Журналистику просто надо любить. Здесь все просто — либо любишь, либо нет. Со мной на журфаке училось много случайных людей. Было видно, что в профессии они не останутся. Они, конечно, доучились и даже получили диплом, но могли бы потратить эти пять лет на что-то более важное для себя. На мой взгляд, еще до поступления надо понимать, лежит к этому душа или нет.

— Вы сотрудничали со многими изданиями, но что заставило Вас так надолго задержаться именно в «Прессболе»?

— Считаю, что сейчас в сегменте спортивных медиа по-прежнему нет ничего лучше.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ