Режиссёр T.C. Johnstone рассказал студентам журфака, как раскрыть человека за 5 шагов

Маргарита Гармаза

Институт журналистики БГУ

После просмотра американского короткометражного фильма «Teens Press» и общения с его автором, ты понимаешь, что и у самого T.C. Johnstone все в порядке с юмором, раз он выбрал своим кредо цитату: «Тот факт, что я создаю фильмы, доказывает, что у Бога есть чувство юмора».

Очень позитивный и открытый, всегда улыбающийся и с милой кепкой Т.С. рассказал «свою историю». А главное, поделился, как узнавать истории других, что очень важно в профессии журналиста.

T.C. Johnstone

«Прежде всего нужно быть журналистом, чтобы снимать документальные фильмы. Я путешествовал по миру, собирая истории, и в один момент решил рассказать/снять свою, и понял, что это тяжелый труд. Я видел многих, кто бросал это дело. Но если ты действительно горишь идеей, проблемы в течении работы не замечаются».

Быть журналистом — это рассказывать истории. Для того, чтобы узнавать их, нужно научиться задавать вопросы. Если есть такие черты характера, как агрессия, злость, то вряд ли получится задать правильные вопросы. «Я построил свою карьеру на доверительных отношениях. Когда я нашел взаимопонимание с людьми, я понял, откуда мне брать свои сюжеты. Важно узнать имя собеседника, посмотреть ему в глаза и пожать руку».

— Сейчас я вам назову пять шагов, как я узнаю человека и его историю.

Speak — «говори» — это слово, которое образуется из заглавных букв пяти шагов.

1. «S» — story — первый вопрос, который вы задаете, будучи журналистом «Расскажи мне свою историю».

Режиссер предложил каждому, сидящему в аудитории,  за 1,5 минуты узнать историю собеседника.

Когда мы закончили рассказывать свои истории,  Т.С. спросил: «Что вы узнали? Расскажите что-нибудь?»

Ответы студентов были разные:

— Я узнала, что у нас в университете есть литературное сообщество «Клумба», которое собирает вокруг себя творческих людей.

— Это Джессика, она из Нигерии, у нее есть лучшая подруга, которая живет в Витебске и учится на врача-невролога.

2. «P» — passion — какая твоя страсть, чем ты увлекаешься?

3. «E» — encouragement — поддержка, стимулирование, побуждение к общению.

4. «A» — assistance, how can I help? — как я могу тебе помочь?

5. «K» —knowledge — что я должен знать? что ты можешь мне рассказать?

«Работа журналиста не в том, чтобы забрать, а в том, чтобы объединить наши усилия и создать новое, общее.

Позже я начал спрашивать разрешения запечатлеть то, что они мне рассказывают».

Далее режиссер показал два рекламных ролика новой модели Lexus. Первый — это дополнение к основной рекламе, который основан на диалоге с балериной. Ей просто задали пару вопросов: о ее истории, страсти, и попросили поделиться знаниями и всего лишь добавили видео, как она танцует. Второй ролик строился на контрасте и сравнении танца балерины и движения  машины.

После просмотра Джонстоун  спросил:

— Что вы думаете об этом?

Студенты оживленно начали высказывать свои мнения:

— Первое видео выглядит более убедительным.

—  А мне понравились оба ролика. Однако все зависит от целевой аудитории. Для взрослых, состоявшихся людей подойдет первое видео, а для молодых людей — второе.

— Все зависит от цели, первый ролик подойдет для популяризации балета, а второй, соответственно, для машины.

— Первый нам рассказал историю, а второй показал силу. Остается только догадываться, что стоит за этой силой и историей.

Т.С.: Для того, чтобы понять, как рассказать историю, связанную с культурой, важно понимать, какую информацию и кому вы хотите донести. У вас много средств и инструментов для этого. Какое огромное количество людей может вас услышать. Однако помните, что если вы где-то ошибетесь, вас перестанут слушать,  поэтому нужно говорить с уважением. Мне было бы интересно увидеть группу подростков, задающих вопросы главе страны, узнать, о чем они будут спрашивать, что им интересно. Так как у этого человека есть власть, вы относитесь к нему с уважением. И поэтому, когда мы размещаем такие ролики в интернете, мы должны понимать, кто их увидит и как их будут воспринимать.

После этого Т.С. предложил снять в аудитории трехминутное видео. Он пригласил одного из студентов стать его интервьюируемым и еще одного снять их диалог.

T.C. объясняет, как снимать документальное кино на смартфон

Т.С.: Меня зовут Т.С., как тебя зовут?

Петр: Меня зовут Петр, приятно познакомиться.

Т.С.: Расскажи мне свою историю?

Петр: Моя история не настолько интересная. Я учусь в Институте журналистики, играю на гитаре.

Т.С.: Какая музыка тебе нравится?

Петр: Разная, но в большей степени рок.

Т.С.: То есть гитара — твоя страсть?

Петр: Да.

Т.С.: Чем я могу помочь тебе?

Петр: Спасибо, мне не нужна помощь. Я знаю, чего я хочу. И знаю, как этого достичь.

Т.С.: Я хочу, чтобы ты знал, если тебе понадобится помощь, я всегда готов тебе помочь.

Петр: Спасибо.

Т.С.: Расскажи мне что-нибудь про Беларусь?

Петр: Если вы заметили, белорусы не очень общительные, но если вы с ними заговорите первым, то они легко пойдут на контакт.

Т.С. (Улыбнулся): Вот так это и происходит. Журналистика и документальное кино связаны тем, что это умение рассказать историю. В этом и заключается искусство.

T.C. узнает историю студента Петра

В конце встречи у нас оставалось время и Т.С. ответил на некоторые вопросы студентов.

– Если бы вы снимали фильм про Беларусь, какие бы кадры в него вошли ?

– Люди. Люди, которые имеют душу. Здания ее не имеют.

– Как ваш фонд решает социальные проблемы?

– Фильмы, которые я делаю, нацелены на то, чтобы призвать принять участие в той или иной проблеме. Я не снимаю кино, которое что-то пропагандирует.  Я считаю, если вы достучались до сердца, то всегда есть надежда на то, что он изменится. Но для того, чтобы мне это сделать, нужно узнать человека получше. Потому что рассказывать о социальных проблемах гораздо сложнее, чем люди могут себе представить. На создание некоторых фильмов уходит от двух до десятка лет. Потому что социальные проблемы — это очень сложно. Но важно с чего-то начинать.

– Я бы хотела узнать про ваш фильм-мечту.

– Я работаю над ним уже 11 лет. Я путешествую. Посетил 50 стран, работая над ним. Этот фильм затрагивает вопросы мирной жизни на земле, улаживания конфликтов, лидерства, образования, медицинского обслуживания. Все мои фильмы так или иначе затрагивают эти вопросы. Но в этом фильме будет все. Я думаю, что он займет всю мою жизнь. Я верю, что этим фильмом можно будет достучаться до сердец зрителей. Один в поле не воин, а если мы все объединимся для решения проблемы, то я уверен, что у нас получится.

– Если бы вы снимали фильм про нынешнюю ситуацию в вашей стране, как бы преподнесли зрителю объективную информацию?

– Я бы показал мнения двух сторон, дал им высказаться. Как правило, это и составляет проблему. Даже в музее, картинной галерее вы сможете увидеть несочетаемое, через это авторы высказывали свое мнение. Кино – это своего рода кисть, чтобы выражать свои мысли, эмоции, чувства. Творите и действуйте!

На такой позитивной ноте закончилась встреча с режиссером и продюсером T.C. Джонстоуном. Время пролетело незаметно. Событие оставило в памяти самые приятные воспоминания, посеяло в наши души семена добра и, несомненно, поспособствовало тому, чтобы  действовать, творить свое с верой в людей и желанием сделать мир лучше.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ