Прелесть легкой комедии

Полина Платова

Институт журналистики БГУ

25 августа на сцене Драматического Театра имени Горького – классика драматургии девятнадцатого века, ироническая комедия Оскара Уайльда «Идеальный муж».

Уайльд взял заурядную историю: идеальному политику, дворянину, мужу, человеку Роберту Чилтерну угрожают интриги не такой идеальной (даже абсолютно не идеальной) миссис Чивли. Настоящая классика: в тихую жизнь «хороших» героев вдруг врывается герой «плохой», переворачивает все верх дном и … все-таки проигрывает (это же комедия, а не трагедия). Мораль пьесы ярко прослеживается. Даже идеальному человеку свойственно ошибаться, но сила его заключается как раз в том, чтобы сделав один неверный шаг, все же пойти потом по верной дороге.

Однако мощь пьесы не в сюжете (повторюсь: он зауряден) и не в морали (она не настолько уж глубока). Мощь – в изящной тонкости и искрометном юморе пьесы. Вот гений Уайльда.

Аркадий Кац своей режиссерской работой не испортил сияние этого гения. Напротив, пьеса Оскара Уйальда засияла еще ярче. На белорусской сцене сохранился истинный английский дух, и была во всем истинная английская изящность.

В декорациях. Простота делала их изящными. Свечи. Над сценой черные, белые, красные полотна… На сцене только черные, белые, красные (!) кресла, собранные в один полукруглый диван. Очень красиво визуально, но главное, очень удобно сценически. В любой момент слуги могут их быстро, незаметно переставить, не отвлекая внимание зрителей. Что они с успехом и делали. Один только раз режиссер прибегнул к не совсем удачному ходу: затемнение в зале, играет классическая музыка, никакого действия не происходит, только долго-долго меняются декорации… Вот что может отвлечь зрительское внимание.

Изящность была и в цветовой гамме. Вы уже обратили внимание на черно-бело-красные декорации? Безусловно, они несут не только визуальную, но и смысловую нагрузку: порок и добродетель, любовь и легкое кокетство, долг и желания… Эта же цветовая гамма сохранилась и в одежде героев. Коварная кокетка Миссис Чивли (Оксана Лесная) – в ярко-красном. А женщина высоких моральных принципов Леди Чилтерн (Анастасия Шпаковская) – в черно-белом. Все до конца продумано.

Все продумано до мелочей. Режиссер ловко играет маленькими-маленькими деталями – и они затрагивают самые тонкие струны нашей души. Музыкальный портсигар… Казалось бы, какая мелочь! Но музыка этого портсигара – удивительно легкая и воздушная, музыка игры – реквиемом звучит во время всего спектакля, заставляя героев застывать в задумчивости и слабо усмехаться.

Изящность дополнялась изумительным английским юмором. Причем, тонкий юмор пьесы был также тонко преподнесен актерами. Лорд Горинг в исполнении Сергея Чекереса постоянно радовал остроумными наблюдениями. Изящные движения, обаятельная улыбка, лукавый взгляд дополняли остроумные парадоксы, произносимые актером. Он и его герой привнесли в спектакль неосязаемую легкость, легкость юмора и иронии. Все встречи Лорда Горинга с другими персонажами выходили веселыми и яркими. Его разговоры с мисс Мейбл (Вероника Пляшкевич) заставляли зал улыбаться искренними, добрыми улыбками. Такие улыбки вызывает у вас вид молодых влюбленных. Которые любят и стесняются своей любви, ведут себя порою как дети, а порою невероятно серьезны. Но вот Лорд Горинг со своим отцом графом Кавершемом (Александр Ткаченок) – и улыбки у зрителей уже совсем другие, лукавые, озорные. Александр Ткаченок был замечателен в роли бодрого ироничного старичка. Обстреливать сына колкостями с непоколебимой учтивостью, с коронным, истинно английским обращением «Сээээр», исполненным в различных звуковых и мимических вариациях, – верх хорошего юмора. Лорд Горинг со своим дворецким Мэсоном (Дмитрий Мазуро) – и тот же юмор! Когда в спектакле даже такие второстепенные роли, как дворецкий, выполнены очень профессионально, у одобрения зала не может быть никаких границ.

Их и не было. Изящный спектакль с тонким английским юмором был хорошо принят минской публикой. Если вы хотите легко провести вечер, вдоволь посмеяться, насладиться замечательной актерской игрой и тонкой режиссерской работой – этот спектакль для вас. Не ищите в нем сумасшедшего творческого новаторства: классика для этого мало пригодна. Не ищите в нем большой глубины: комедия, полная интриг, случайностей и парадоксов более располагает к отдыху. Поэтому просто отдыхайте и наслаждайтесь!

P.S. Поразительно, но порою человеческая природа во всю протестует против одного лишь отдыха и наслаждения. Она требует размышления! После этой легкой комедии я ушла с тяжелым вопросом на сердце. Почему Миссис Чивли всеми брошена и абсолютно одинока в конце пьесы? Да, она злодейка, но ведь в ее сердце было чистое, замечательное чувство – любовь! Почему она не достойна прощения? Вот во всех сказках именно так и происходит! «Жили она долго и счастливо!» – это о положительных героях пишется. А что про отрицательных? Да ничего, пусто! Брошены они всеми… А помните, как у Чехова? Нет там ни плохих, ни хороших, все – просто люди. Плохие-хорошие люди. Вот вам и вопрос.

Может, и вы после легкой комедии уйдете, погрузившись в глубокие размышления. А может, будете только улыбаться… И в том, и в другом есть своя прелесть.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by