Наследие Владимира Фаворского

Татьяна Шелег

Институт журналистики

Говоря про Россию начала двадцатого века невозможно отделить ее от событий, в корне изменившие ее устройство и систему взглядов. Как известно, революция 17 года являлась точкой невозврата не только для политического режима, но также и для народа в целом. Исключением не стала и творческая элита общества. Начинается совершенно иной период в истории отечественной культуры, осуществляется замена идеалов, которые раньше являлись непоколебимыми.

В России, после двух сокрушительных революций, произошло переосмысление взглядов на многие вещи. В том числе и на искусство. Пришла новая эра в творчестве — смелость, переосмысление старых идеалов. Время, когда пространство в искусстве исказилось настолько, насколько это было невозможно во все предыдущие года.

Одним из важнейших тезисов молодого государства стал: «Искусство принадлежит народу». Какие задачи в области культуры ставило и решало советское государство в послереволюционный период? Первая и самая важная задача была преодолеть культурное неравенство, стереть черту между элитой и пролетариями. Сделать доступным для трудящихся все то, что они не могли позволить себе до революции. Именно национализация послужила толчком в этом деле. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

Но художники нового времени не могли состояться без базового образования, которое являлось основой всем новым веяниям искусства начала двадцатого века. Благодаря классическим учебным заведениям вышли в свет многие знаменитые художники и не менее талантливые люди искусства эпохи авангарда (Строгановское художественно-промышленного училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Но также в 1920 году появилось и художественное училище нового формата — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) Столь яркий пример в Российской истории не может не остаться незамеченным.

Одним из преподавателей и заведующим кафедрой ксилографии нового учебного заведения был Владимир Андреевич Фаворский. Художник вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление). Он известен такими своими художественными работами как иллюстрации к «Слову о полку Игореве»(1954г.), к «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1954-55), а также научными работами «Теория композиции», «Теория графики» и «Теория книги».

Владимир Андреевич Фаворский происходил из дворянского рода Нижегородской губернии. Отец его был юристом, видным общественным деятелем и даже депутатом III Государственной думы, а дядя Алексей — академиком химии. По материнской линии (Шервуды) преобладали архитекторы и художники. Именно поэтому первым учителем рисования была мать Фаворского урожденная Шервуд, дочь известного архитектора В. О. Шервуда.

Сам же Фаворский появился на свет 3 (15) марта 1886. С первых лет жизни Фаворского обучали искусству. Сначала это была мать, а затем, когда он подрос его, отправили обучаться скульптуре в Строгановском училище, в 1903-1904 годах он идет в художественную школу К. Ф. Юона. 1906-1907 Фаворский обучается и живет в Мюнхене, где учился в частной академии профессора Шимона Холлоши (1857—1918), и также параллельно слушал курс Карла Фолля по истории искусства на философском факультете Мюнхенского университета. В академии профессора Симана Холлоши он заинтересовался таким направлением как формализм, который сильно повлиял на его творческое мировоззрение. Также в годы своей юности он путешествует по Италии, Австрии, Швейцарии. В 1907—1912 годах художник возвращается в Москву и поступает на искусствоведческое отделение Московского университета. И уже в 1911 году Фаворский впервые участвует на XVIII выставке Московского товарищества художников на которой представляет свою скульптуру из дерева под названием «Шахматы», а в 1912 году на XIX выставке того же товарищества гравюры на дереве. В это время у Владимира Андреевича формулируется свой взгляд на искусство, основанный на зачатках формализма.

Формализм в искусстве — представление объектов в виде абстрактной геометрической формы, а не в натуральном виде для украшения или символизма, а также для тех же целей — тиражирование традиционных форм. Формализм соответствует “стилизации”, однако его следует отличать от течения 20 века — абстрактного искусства, которое представляет собой свободную расстановку ничего не значащих форм.

С началом Первой мировой войны Владимиру Фаворскому пришлось оставить искусство и уйти на фронт, где он находился в действующей армии России, а за подвиг в бою на Румынском фронте летом 1916 года он был награжден Георгиевским крестом. На родину Фаворский вернулся уже в должности прапорщика в 1918 году. За это время он успел организовать в Москве Театр марионеток, петрушек и теней, занялся скульптурой, но вскоре его вновь мобилизовали — теперь уже в Красную Армию, на Царицынский фронт. Только с 1921 года он полностью посвящает себя искусству.

Наиболее значимыми работами Фаворского безусловно можно назвать работы-иллюстрации. Книга «Кремль. Свердловский зал» (1921), «Эгерия» П. П. Муратова (1921), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1922), «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого (1929). А также наиболее характерная работа Фаворского — «Книга Руфь» (1921). Все до мельчайших деталей было продумано Владимиром Андреевичем, начиная с обложки и заканчивая концовкой книги.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by