LIPA.CLUB: ожившие мифы и легенды Беларуси

Анастасия Мелехова

Институт журналистики БГУ

Маленькая девочка катается на качелях, домовик и домовуха прячутся в тёмных закоулках дома, по улицам ходят злыдни и шатаны, жевжик скачет по лужам. Это не бред, а персонажи выставки «Старые герои. Новый мир», открывшейся в «Музее кино»: белорусская мифология вдохновила заслуженного художника Беларуси Валерия Слаука на создание прекрасных иллюстраций к своей книге «Чароўны свет. З беларускiх мiфаў, паданняў i казак».

UTEp1W7GJVw

2gHgDd_Vjjk

Павел Орлов и команда помогли воплотить идеи рисунков Слаука в реальность. Кроме этого ребята слепили мифических существ в полный рост и даже сняли о них фильм.

Костяком проекта являются 5 человек: Павел Орлов — ИТ-шник и вдохновитель проекта, Александр Каменец — художественный руководитель проекта, Антон Шипица — член союза художников Беларуси, скульптор, Максим Лущик — режиссёр, Алексей Богданович — аниматор. Орлов Павел, который курирует работы по восстановлению старинной усадьбы в Великой Липе, и рассказал нам подробнее о проекте, виртуальной реальности и белорусской мифологии:

5MsM_bkdq6g

jQJP-AAyuAk

-Люблю посмотреть всякие старинные штуки. Часто бываю в Несвиже или катаюсь в его окрестностях. Особенно меня заинтересовала усадьба Обуховичей в Великой Липе, которая быстро разрушалась и по сути превращалась в лес, поглощающий все строения вокруг. В 2013 году взяли с женой топоры и пилы и решили вырубить деревья. Поняли, что никто даже слова не скажет. Купили бензопилу…

Осенью 2013 года уже трое нанятых рабочих чистили всю усадебную территорию. Познакомился с директором колхоза. Это был так называемый «взаимный» интерес – колхозу не до памятников культуры, а мне не до колхозных дел. Сделали 3D модель восстановления усадьбы, показали в Несвижском райисполкоме. Я предложил колхозу вариант: сам лично занимаюсь документами, а он, в свою очередь, даёт доверенность на действия с документами от его имени. Также написали в район письмо с просьбой выделить нам еще и 30 гектаров земли, чтобы посадить кусты голубики (или что-нибудь в этом роде) и сделать проект коммерчески рентабельным.

Xuhmwq4JEkE

-GuFpuxeMp0

На уровне области согласовали, а вот земля под голубику не подошла. Пришлось искать альтернативу. И тогда я вспомнил про книгу «Чароўны свет», где были иллюстрации В. Слаука  и описание мифологических героев. Ребята из Купаловского театра, которые помогали мне с моделями и исторической частью проекта, познакомили с Валерием Петровичем, который и нарисовал около сотни белорусских мифологических персонажей. Идея сошлась как-то сама собой, правда, судьба усадьбы в Липе чуть мрачноватая, с такой же историей, с непонятно куда исчезнувшими последними хозяевами, неоготическими постройками…

kaSojh2eUvw

Дополню, что два строения (неоготическая конюшня с брамой, а также амбар с фасадом в стиле неоклассицизма) — единственные в своём роде в Беларуси. Раньше, конечно, существовало что-то похожее, но ничего не пережило ХХ век. Только мы там засыпали два подземных лаза.

Однако каждый приезд сюда — это что-то новое. Один раз я решил посмотреть каплицу/усыпальницу рода Обуховичей на старом кладбище: три видимых с дороги стены в хорошем состоянии – думал, хорошо, что сохранилась. Обошёл с обратной стороны, а четвёртой стены там по сути дела и не оказалось. Залез внутрь каплицы… пришлось поехать после на заправку купить сигарет и чашку кофе, чтобы мысли о нашей цивилизованности, культуре народа и искусстве ушли прочь. Но иногда приедешь, а там восход или закат над брамой, где внутри рыцари живут…

-Как выбирали персонажей для проекта?

-Всего Валерием Слауком было нарисовано около сотни персонажей. Выбирал просто тех, которые больше всего понравились. Ну, и чтобы чуть подобрее были J. Парочку взял вредных, парочку бестолковых, ещё шесть, в целом, добрые, хотя и характерные (всего в проекте задействовано 11 персонажей: Домовик и Домовуха, Ёвник, Лелё, Злыдни, Житень, Шатаны, Дедка, Лозавик и Лозники, Жевжик – прим.авт.). (Видео №2).

PxIL_aLeF9E

CYg62-B9NdQ

cjxdM0PXmgU

-На вашем сайте сказано, что вы приемлите различные формы сотрудничества. А в чем его суть, что вы хотите получить (если не брать во внимание финансовую помощь)?

-Направлений сотрудничества три. Прежде всего, медийная реклама. Мне это нужно, чтобы просто помочь сохранить саму усадьбу в Липе, пока местное население её не растащило.

К тому же не хватает непосредственно волонтёров для работы на усадьбе. Да, если честно, то на все ни рук, ни средств не хватит.

9gGqd82br0I

Инвестиции мне интересны, чтобы создать мир после Pokemon Go. Во-первых, не понимаю, сколько можно смотреть, как японцы, греки или англичане на своей мифологии подымают миллиарды. Ведь в Беларуси самих образов и героев больше всего в мире!

-Расскажите о своей команде. Кто за что отвечает?

-Латать крышу, заделывать дыры, чтобы вода в подвалы не текла, забивать часть окон, просто чистить территорию усадьбы помогают за недорого трое местных. Скульптуры делал челн союза художников Беларуси, один из ведущих сотрудников по своему направлению Купаловского театра Антон Шипица. Он учился у белорусских мастеров, думаю что какой-то вклад в его творческом воспитании сыграл и его родной дядя — народный художник Беларуси Владимир Антонович Товстик. В роду Антона, как я сам недавно узнал, вообще было много творческих людей. Расписывал скульптуры Александр Каменец — Александр художник, он часто выставляется в разных художественных салонах, много лет возглавляет декоративно-бутафорский цех Купаловского театра и в части кинематографа является правой рукой режиссёра Дмитрия Астрахана (конкретно сейчас Александр является главным художником в фильме Астрахана, который этим летом снимается в Беларуси). Видео и часть анимации делает Максим Лущик — это белорусский режиссёр, у которого своя студия с Питере, также у Максима уже много наград разных фестивалей. Кстати, это он снял всех персонажей в их реальной среде обитания и смонтировал  наш финальный ролик-презентацию. (Видео №3).

opPrT8scwnQ

oQIoT4YPM9E

Семь человек реализуют проект/приложение виртуальной реальности, которое мы ещё не демонстрировали, но надеюсь, что в августе сделаем его релиз. Ещё пятеро участвовало на разных этапах для отдельных задач.

-Как начали сотрудничать с музеем?

-Я сам из ИТ, поэтому куда знакомые завели, туда и попал. А знакомые хорошо отзывались о директоре «Музея истории белорусского кино» – так я познакомился с Игорем Олеговичем Авдеевым.

brzFULEwgbQ

На выставке сейчас демонстрируется видео-экскурсия по усадьбе Липа. Помогала команда специалистов, которые работают в области съемок 360 градусов. Они же в виртуальную экскурсию внедрили наших мифологических героев, которых, впрочем, ещё нужно найти (улыбается).

-Ваши планы на будущее? Может, планируете новый проект в направлении, не связанном с мифологией?

-Ну, пока есть интерес развивать именно мифологических героев. Мы же сделали только 10 % из всего нарисованного Валерием Слауком. В массы уже пошёл тренд на вышиванку, а мы считаем, что нужно запустить ещё один народный тренд на своих сказочных и мифологических героев. Почему бы и нет?

2YhqBPGQbLA

Более подробно про проект можно узнать здесь:

Instagram

«ВКонтакте»

Персональный сайт «Липа.Клуб»

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ