8 неизвестных белорусских изобретателей мирового масштаба

Дубовская Юлия

Институт журналистики БГУ

Спорим, вы удивлены? «А в Беларуси вообще когда-нибудь были изобретатели?» Только люди с историческим образованием знают таких не понаслышке, а многим из нас должно быть стыдно, что думаем, будто белорусская земля была небогата талантами. А тем более талантами мирового уровня.

Перед вами восемь изобретательных личностей отечественной истории, о которых мало кто знает.

Казимир Черновский. Подводная лодка

Немногие знают, что прообраз подводной лодки появился уже в начале XІX века благодаря Казимиру Черновскому, родившемуся в 1791 году в Минской губернии. В 34 года он поступил в Медико-хирургическую академию, а всё свободное от занятий время посвящал проекту подводной лодки, одновременно принимая участие в нелегальной деятельности патриотов. Это и сыграло трагическую роль в его жизни – через три года, по доносу одного из студентов, Черновский был арестован за связь с тайным обществом и заключён под стражу в Петропавловской крепости.

138_24

Но талантливого изобретателя не волновали свобода и деньги, а волновало только одно: летом того же года он написал письмо самому Николаю І, где предлагал построить подводную лодку по своим чертежам всего за 40 дней. Однако его обращение не было принято всерьёз, и Черновский умер на чужой земле как политический преступник.

К счастью, идею Казимира смог превратить в жизнь полководец и военный инженер Карл Шильдер. Он дополнил изобретение белоруса своими расчётами и уже по ним сконструировал металлическую подводную лодку-ракетоноситель, опередившую даже «Наутилус» Жуля Верна из романа «20 тысяч лье под водой». Помимо этого, Шильдер впервые в мире использовал электрический разряд для поджигания пороха, что применяется и сегодня (команда «зажигание»).

skirmunti6Александр Скирмунт. Выпаривание сахарного сиропа

А первым белорусским патентованным изобретателем считается предприниматель-промышленник Александр Скирмунт, родившийся в Кобринском уезде в 1798 году и прославившийся строительством первого сахарного завода на территории всей Российской Империи (помните, что в это время белорусские — и не только — земли находились под властью Александра І). Также он спроектировал машину, благодаря которой производство сахара увеличилось в 48 раз. На выпаривание сахарного сиропа раньше уходила около 4-5 часов, а с изобретением Скирмунта эта процедура сократилась всего до 3-4 минут.

Михаил Гузиков. Ксилофон

Изобретатель нового музыкального инструмента родился в сентябре 1806 года в Шклове, в семье бедного еврея-кларнетиста. С малых лет Михаил играл на флейте, но после болезни, давшей серьёзные осложнения на лёгкие, ему пришлось отказаться от любых духовых инструментов. Из-за невозможности оставить любимую музыку, Гузикову пришлось освоить соломенную гармонику – аутентичный инструмент из примитивного набора дощечек. Так как звучание гармоники не совсем удовлетворяло мальчика, он немного усовершенствовал конструкцию, добавив несколько пластинок и расположив их в особом порядке. Он назвал его ксилофон, своим мягким звучанием особенно похожий на его любимую флейту.

Михаил Гузиков умер от туберкулёза в 31 год, однако его модель ксилофона оставалась неизменной более полувека и дала старт массовому производству инструмента.

Андрей Власенко. Зерноуборочный комбайн

Андрей Власенко

Андрей Власенко

Вообще впервые в мире механизм зерноуборочного комбайна был предложен агрономом Андреем Власенко, который в своё время окончил Горы-Горецкое земледельческое училище и позже работал управителем имения где-то в Тверской губернии. Уже в июле 1868 года он смастерил и испытал первый в мире опытный образец зерноуборочной машины, получившей не очень поэтическое название «конная зерноуборка на корню».

Прообраз современного комбайна имел гребёнку для срывания колосьев, ковшовый транспортёр для подачи к барабану молотилки и большой деревянный короб для сбора намолоченного зерна.  До этого изобретения крестьяне убирали поля с помощью обычных кос и серпов, а молотили колосья тяжёлыми цепами (вспомните «Люди на болоте»).

Андрей Власенко

Чертёж зерноуборочной машины Власенко

Генрих Сон. Карманные часы

В третьей Всемирной выставке 1862 года в Лондоне принимал участие лишь один делегат от Российской империи – часовщик Генрих Сон из Могилёва. Его часы с механизмом собственного изобретения были удостоены тогда высшей награды. Однако ещё более сложную модель своих часов Сон представил на следующей Всемирной выставке 1867 года в Париже. Это была конструкция с годовым заводом. Также он удивил всех необычными маленькими часами в виде сферы, которые можно было всегда носить с собой на цепочке. Особенностью обеих моделей было размещение шестерёнок в пяти плоскостях друг над другом, а не в двух, как было ранее, что позволило сократить размеры часов в 4-6 раз.

Так могли выглядеть часы Сона

Так могли выглядеть часы Сона

Владислав Трилинский. Дорожная плитка («трилинка») 

Автором уникальной «вечной» дороги, строителем-инженером Владиславом Трилинским, до сих пор могут гордиться жители Бреста — на двух улицах города ещё сохранилась его знаменитая «трилинка».

Вся хитрость покрытия заключалась в том, что поверх основы из песка и гравия укладывалась шестигранная плитка с длиной грани в 20 сантиметров. И когда от ходьбы и езды по ней слой раствора сверху стирался, поначалу серая плитка принимала графитовый оттенок, немного лоснящийся при солнечном свете. Эти «трилинки» отливались в металлической форме, которую позже в Варшаве стал изготавливать продолжатель семейного дела — сын Трилинского.

Фёдор Евстафьев. Вертолёт

Да-да, многие, может, и не поверят, но белорусская земля также отметилась в истории своим изобретателем «аппарата вертикального взлёта», которым стал Фёдор Евстафьев, родившийся в 1862 году в Брянской области. В молодости он работал бурлаком, плотогоном, пока в 1903 году не поступил на службу в паровозное депо Гомеля в качестве столяра. Самоучка Евстафьев поистине обладал изобретательским талантом, смастерив приспособления очистке паровозных труб, а также котлов от сажи.

Фёдор Евтсафьев со свои детищем

Фёдор Евтсафьев со свои детищем

После триумфа аэроплана братьев Райт проходит шесть лет, и в 1909 году Фёдор заканчивает работу над своим летательным аппаратом. Винтокрылая модель величиной в метр, получившая название «геликоптер» («винтовое крыло») стала триумфом Екатеринославской промышленной выставки 1909 года и имела непревзойдённый успех. Евстафьев получил охранное свидетельство на своё изобретение, однако никто не смог оказать ему финансовой поддержки и проект так и не получил  промышленной реализации.

Николай Зарембо-Владычанский. Железнодорожная стрелка-автомат

1337634033817360Хотя и не такое масштабное, как предыдущие, но всё-таки заслуживающее внимания изобретение продемонстрировал инженер путей сообщения (станция Барановичи-Полесские) Николай Зарембо-Владычанский на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Там он показал не только чертёж, но и готовую модель «железнодорожной стрелки с автоматическим затвором», которая позже была удостоена Почётного диплома выставки. Известно, что инженер Полесских железных дорог Николай Зарембо был уроженцем Могилёвской губернии (1843 год).

Итак, теперь вы узнали больше не только о белорусской истории, но и познакомились с удивительными и находчивыми изобретателями, чьи творения восхищают нас даже сегодня. Согласитесь: нам действительно есть, чем гордиться!

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ