Журналистика – ремесло или творчество?

«Ты кем работаешь?» — «Я журналист». — «Понятно, а работаешь-то кем?» Этот анекдот принято относить к людям творческих профессий: художникам, музыкантам, актёрам, певцам. В обществе считают, что если человек не сидит день в офисе или не корячится на заводе, то его нельзя назвать по праву тружеником.

Понятия «ремесло» и «творчество» крайне близки, но между ними прослеживается существенная грань. Творчество — это процесс создания чего-то нового, уникального, ремесло же занятие сугубо профессиональное. Творчеством человек может заниматься с самого детства, например, рисовать, лепить или придумывать незамысловатые стишки, а вот ремесленником, специалистом, мастером своего дела себя может назвать лишь тот, кто приложил немало усилий к освоению той или иной профессии.

Быть журналистом — значит быть творческой личностью. Создавать материалы, которые заинтересуют широкие круги общества, не каждому под силу, да и этому не учат: либо в человеке есть талант писать чётко, метко, волнующе, либо его просто нет. К сожалению, далеко не все в нашем мире пришли к пониманию того, что журналистика стоит в одном ряду с искусством, а написание текстов отнимает ничуть не меньше усилий, нежели процесс создания художественного или музыкального произведения.

Иметь какие-либо идеи, задумки, создавать тексты — это, безусловно, творческая часть работы. Превращение тех же самых идей, задумок, текстов в действительно стоящие публицистические материалы  — это уже рутина, обратная сторона медали, как говорится. Тут проявляется именно мастерство, навыки журналиста. И, когда мастерство соединятся с творчеством, получается то самое ремесло.

Взять, к примеру, ткачество или бондарство из Средних веков. Подмастерья неустанно трудились у своего мастера, чтобы улучшить навыки, а потом получить право работать в цехе. И ткач, и бондарь стремились научиться чему-то новому, усовершенствовать свои умения, пытались придумать то, что отличало бы их изделия от других. Так и с журналистикой: мастер слова с каждым новым материалом делает свои навыки более и более совершенными, создаёт собственный стиль, уникальный контент. Журналист — ремесленник. Можно ли назвать бухгалтера ремесленником? А рабочего на заводе? Вопрос риторический: в таких профессиях нет места творчеству, нет места уникальности.

Многие студенты журфака со второго-третьего (а то и первого) курса начинают работать в настоящих редакциях. То есть идут в подмастерье к тем, кто уже имеет в цехе определённый статус. Так, Леонид Бершидский, российский журналист, редактор газеты «Ведомости», в своей книге «Ремесло» рассказывает о том, что начинал свою карьеру именно подмастерьем — у Фена Монтейна, московского корреспондента газеты The Philadelphia Inquirer, одного из старейших и самых качественных в Америке ежедневных изданий. Бершидский считал, что журналистика – это не что иное, как ремесло. «Профессия? У меня её не было. А вот ремесло я постигал, как сказали бы американцы, the hard way», – писал автор.

Итак, журналистика неразрывно связана с творчеством. Но та журналистика, которую хочет видеть общество и которая должна быть в обществе, — профессиональная, актуальная, уникальная — это именно ре-ме-сло. И ничто иное. Журналист творит не для себя, а наоборот, ориентируется на широкую аудиторию, и именно поэтому несёт ответственность за то, что он делает. Искать новости, находить то, что будет интересно, излагать это быстро и доступно… Журналистика — это ремесло!

Добавить комментарий