В чём сила, вышиванка?

Екатерина Эватсон

Абитуриент Института журналистики БГУ

2 июля в Минске прошёл молодёжный проект-праздник «День вышиванки». Он проводился в преддверии Дня независимости Республики Беларусь и преподнёс минчанам и гостям столицы немало приятных сюрпризов. Так, на площадке около Дворца спорта можно было полюбоваться на изделия мастеров или даже приобрести себе что-нибудь на память, посетить мастер-классы и попробовать блюда белорусской кухни, а позже стать свидетелем праздничного парада «Под флагом в вышиванках». И если некоторые элементы программы, например, рыцарские турниры или народные игры и танцы, вам уже посчастливилось наблюдать, то вот орнаментальный боди-арт-салон и дефиле моделей в костюмах, декорированных вышивками, точно бы вас порадовал.

Во время написания предшествующих строчек я постоянно косилась в сторону шкафа. Там покоилась моя собственная вышиванка, подаренная родителями на восьмое марта. Причём, это была уже далеко не первая подобная вещь в моём гардеробе – чёрная майка с украинскими узорами, привезённая бабушкой из Украины, как была положена в шкаф, так и осталась там лежать. Тогда мода на вышиванки к нам ещё не пришла, но минует ещё месяцев так шесть, и белорусский орнамент можно будет повсеместно встретить на улицах города.

Почему же так произошло? Возможно, мода действительно перекочевала к нам из Украины. А может, те поползновения, которые предпринимались с далёких девяностых, когда Беларусь объявила о своём суверенитете, наконец возымели своё действие, и мы стали гордиться и своей историей, и тем, что делает нас отдельной нацией. Это новомодное течение нашло отклик среди многих белорусов, и большая часть мнений была стабильно положительной – а что? И красиво, и подчёркивает самобытность культуры страны, а если ещё наденешь льняную рубаху с каким-нибудь красненьким узором, так вообще красота: и тело дышит, и становишься ещё ближе к далёким предкам..!

Проблема заключается в том, что, надевая майку с «народным» принтом или серёжки с красно-чёрными «ромбиками», мы так до конца и не осознаём, что именно носим. А между тем символика издавна несла в себе великий смысл: причудливые узоры складывались в рисунок, который оберегал человека. Именно поэтому среди орнаментальной вышивки вы никогда не найдёте символа смерти, беды и болезни.  Орнамент на одежде вышивали только в определённых местах: на вороте, на манжетах, на головных уборах – там, где заканчивалась ткань, из-за чего открывшиеся части тела, соответственно, становились беззащитными. Даже полотно для предметов одежды ткалось на украшенных символикой кроснах (прим: ручной ткацкий станок).12705530_ac2e18e6

Что же отличает белорусскую вышиванку от вышиванки из Украины или России? Во-первых, наши вышиванки не так сильно разняться друг от друга по стилю. Они все имеют более строгий и геометрический узор. Правда, они все-таки отличаются друг от друга техникой. Например, на Минщине вышивали гладью и преимущественно белыми нитками на сером льне, а на Витебщине – грубой нитью, создавая некоторую «рельефность» узора, который выполнялся крестиком или полукрестиком. На Полесье орнаменты были наиболее строгими и вышивались красными нитями. Кстати говоря, изначально у всех славян в вышиванках встречалось только два цвета – красная нить и белый фон. Значения этих цветов вы знаете сами: первый обозначал жизнь, а второй – чистоту. Затем узоры изменялись, добавлялись цвета (но никогда не использовался зелёный), техники становились более разнообразными, но белорусская символика как была, так и осталась самобытной. В подтверждение этому можно привести один факт: датированные VI веком серебряные бляшки оказались идентичны вышивке белорусского народного костюма, который носился двенадцатью столетиями позднее.

Что интересно: слуцкие пояса изначально ткались только мужчинами, потому что считалось, что если женщина прикоснётся к золотой нити, то работа будет испорчена. А вот вышиванки изготовлялась преимущественно бабушками и матерьми. Причём, мастерицы не вышивали узоры по своей прихоти. Символами они лечили своих детей, оберегали их от сглаза, желали счастья в супружеской жизни. Когда же деревню постигала беда, то бабки-гадалки собирались в звёздную ночь и по звёздам предсказывали женщинами, что именно нужно вышить на рубашках.

Зная всё это, поневоле задумываешься над тем, сколько смысла может быть вложено в простые рисунки. И, возможно, если попробовать носить вышиванку так, как это нужно делать – искренне веря в её силу и значимость, то и она проявит себя во всей красе. Ведь не зря издавна говорилось: вышиванка помогает проявиться лучшим качествам человека.

 

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ