Покровитель публицистов в современном мире: кто он?

Софья Цыкунова

Абитуриентка Института журналистики

Тема веры в потусторонние силы берет своё начало ещё в древности. Когда наши предки не осознавали смысл бытия, они уже понимали, что нужно бежать в капище и задобрить бога. Как известно, поклонялись древние люди тем силам, от которых зависела их жизнь. Весь пантеон перечислять не стоит. Если ссылаться на мифологию восточных славян, достаточно привести в пример Велеса, бога животноводства, или Сварога, бога земледелия. На смену первобытным промыслам приходили новые занятия,  появлялись более узкие специальности. Чтобы удача в труде улыбалась всякому без исключения, у каждого ремесла был свой покровитель. Вот Гефест, бог кузнечного дела, или Фемида, богиня закона и покровительница судей. Боги шли с нашими предками рука об руку, но в настоящее время они, что называется, ушли в забытье. Попробуем реабилитировать покровителей наших предков: врачам вернем Апполона, лесное хозяйство доверим Артемиде, богиней вооружённых сил сделаем Афину, а как быть с журналистикой? Среди богов-олимпийцев постоянного покровителя пера и слова мне найти не удалось. Но у репортеров тоже должен быть свой бог, который будет благословлять на письменное дело. В таком случае, давайте представим, что у публицистов есть покровитель. Только особенность его будет в том, что для каждого он разный.

Бытует мнение, что в средствах массовой информации давно всё куплено.  Не один раз мне приходилось слышать, что «в газетах правды не напишут, а по телевизору ничего путного не покажут». Да, такое не исключено, спорить не стану. Идя с работы домой, вы покупаете номер свежего издания в надежде узнать ответы на волнующие страну вопросы. Однако вместо  действительно интересной и полезной информации, газета полна новостей о вчерашнем пленуме, благотворительной акции, десятой на неделе. Всё это у «простого рабочего» человека вызывает одно долгое и протяжное «Скучно…». Пресса перестала информировать людей, а напротив, стала отдавать свое предпочтение рекламе. Но не будем же всех под одну гребенку!

Исходя из контента, который нам предоставляют средства массовой информации, начиная районной газетой и заканчивая «Онлайнером», всю журналистику можно разделить на коммерческую и некоммерческую. Сферу специализации данных отделов вы себе представляете, поэтому уместнее будет поговорить об их покровителях, чтобы не уходить далеко от темы.

С некоммерческой журналистикой все более-менее понятно. Яркий ей пример корреспондент узкого направления: спорт-репортер или репортер-искусствовед. Толчком для создания по-настоящему интересного материала публицистов данной сферы подталкивает личный интерес. Известный журналист Сергей Новиков, заместитель главного редактора газеты «Прессбол» до того момента, как покинул родную Беларусь, считался одним из ведущих спортивных телекомментаторов. Трудно найти человека, который бы знал белорусский футбол и гандбол на таком же уровне, как Новиков. Его неоднократно признавали лучшим. Такому успеху в карьере репортера есть только одно объяснение: он любил то, что делает, и никакие гонорары не заставили бы его оставить своих слушателей. В таком случае напрашивается вывод: богом некоммерческой журналистики является искренний и чистый Интерес.

С редакцией коммерческих средств массовой информации будет сложнее. Личные интересы у них отходят на второй план, а главенствующую позицию занимают деньги. В погоне за гонорарами мастера слова стали забывать своё истинное предназначение. Бог у них заказчик и его кошелёк. Журналисты выполняют его желания, создавая такие материалы, которые заказчик хочет видеть, после чего за хорошо проделанную работу мастера слова вознаграждают. Чем-то напоминает жертвоприношение во времена язычества. Как древние люди подносили дары идолу, так же корреспонденты приносят материалы своему покровителю. И тот, и тот в конце смилуется и одарит своего раба. Получается своеобразный круговорот миров от древнего до новейшего.

Из всего этого следует, что у журналистов два бога: Интерес и Заказчик. На чью сторону перейти – личное дело каждого. Однако не стоит забывать, что мнение «в СМИ всё куплено» не более, чем стереотип. Далеко не всё, о чем пишут в газетах, оплачено. Да, случается, что пресса переполнена рекламой и никому не интересными материалами. Значит, наступил период, когда Заказчик управляет ситуацией. Но сторонники Интереса остались, просто у них в этот момент затишье. Кто знает, возможно, это затишье перед бурей…

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by