Поиграем-ка в учебу? Или как запомнить незапоминаемое

Карина Ленькова

И вот очередной красный крест появляется на отрывном листе календаря. Десятиклассники с облегчением вздыхают, радостно восклицая: «Наконец-то! Долгожданное лето уже на носу!» Однако их слова для выпускников звучат как оскорбление или колкая насмешка. Ведь считанные дни остаются до злосчастных экзаменов и ЦТ. А когда ты осознаешь, что напрочь забыл всю школьную программу, или же попросту не можешь «разложить» необходимую информацию по полочкам, понимаешь, что выхода только два: начать заучивать всё-всё-всё или же отдать будущее в хрупкие руки судьбы и пойти по пути наименьшего сопротивления. Ответственные учащиеся, беспокоящиеся о дальнейшей жизни, начнут беспрестанно зубрить сложнейший материал, жертвуя здоровым сном и беспечными прогулками с друзьями. «Ведь выучить биологические термины, имена всех королей Речи Посполитой и понятия по обществоведению невозможно! Поможет лишь зубрёжка!» – отчаиваются потерявшие надежду девушки и парни и сдаются. Но, к несчастью, именно такой метод обучения ведёт многих абитуриентов к горькому поражению: ожидаемый результат не достигнут, учащиеся теряют больше, чем находят. А всё потому, что происходит огромная эмоциональная отдача. Но только с нашей стороны. Мы ничего не получаем взамен, кроме стресса и разочарования в том, что весь выученный материал забывается моментально. Как же справиться с обилием дат и труднопроизносимых слов? Я попытаюсь помочь вам разрешить эту отнюдь не простую задачу.

1. Поменять отношение. Когда для нас каждая минута, проведенная за учебником, — это кромешный ад, то ожидать победы над собой не стоит. Ведь наука, как ни странно, жива, она подобна человеку. Неспроста всё то, что создано людьми, отражает их сущность. «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе» — этому правилу нас учат родители с детства. Для многих оно уже стало аксиомой. И необходимо принимать каждый учебный предмет за приятеля. Если мы будем с улыбкой изучать материал, пытаться получать удовольствие от прочитанного, то слова, кажущиеся кошмарными, станут вполне доступными.

2. Создавать ассоциации. А здесь всё до боли просто. Мы можем убить сразу двух зайцев: потренировать мышление и выучить запланированное. Только ни первое, ни второе не повлекут за собой усталость и ненависть к предмету. Сложно запомнить фамилию создателя ООН? Стоит лишь подумать о раскатах ГРОМа, как сразу в мыслях «всплывает» фамилия Громыко. Забыли, как называется нарушение речи в биологии? Тут на помощь приходит «словесная мозаика». У каждого из вас она может быть особенной, которая спасёт именно вас, подарит вам столь важные баллы на тестировании или экзамене. Я, например, вспоминаю английское off и название части света – Азию. «Off“– что-то отключить. И нарушение речи характеризуется тем, что нормальное говорение будто отключено. Что касается Азии, то представители этой части света – люди разговорчивые. У меня китайцы, японцы, корейцы ассоциируются с длительными полилогами. И если сложить «off» и «Азию», то по моей логике получится  «оффазия» (в транскрипции «афазия»), или «выключенная беседа». То есть не ТАКАЯ, какой она должна быть. Значит, в ней чего-то не хватает. Поэтому в ней есть недостатки и, соответственно, нарушения. Тут несложно «выйти» на афазию, которая являет собой название речевой особенности человека. Возможно, мой ассоциативный ряд сложноват, однако он понятен непосредственно мне. Ваша же задача – сделать так, чтобы вы придумывали как можно больше ассоциаций к различным понятиям (это могут быть не только «словесные мозаики» или просто выражения, но и имена друзей/родственников, дни рождения и значимые события близких, реплики из фильмов и спектаклей, названия любимых книг и др.).

3. Учить стихотворения! А здесь можно убить даже трёх зайцев, а кто постарается, даже и больше: выучить необходимое, развиваться в литературном направлении как писатель, тренировать мозг. Зачастую многим бывает нелегко запомнить имена культурных деятелей, а достижение каждого велико и важно. Всего пару минут на создание рифмы – и удача в кармане!

Да, ваши стихотворения могут быть смешными и абсурдными, но вы их будете писать только для себя. Такой способ будет лучше любых курсов и занятий с репетиторами. Да и к тому же он абсолютно бесплатный!

4. Лучше один раз увидеть! И даже в изучении материала эта поговорка является правдой. Ведь зрительная память – нечто уникальное. Она является настоящим помощником и верным другом. Используйте маркеры, цветные ручки при выделении текста – и тогда необходимое будет вспоминаться по щелчку пальца. Не получается запомнить, как выглядели социологи? Их фотографии можно распечатать и поместить в видные места в комнате. Ваш взгляд неосознанно будет падать на их портреты. Позже вы будете приятно удивлены тем, что с легкостью воспроизведёте в памяти лица учёных. Не могу не вспомнить метод О. Брайена, по которому для того, чтобы запомнить, как выглядел тот или иной деятель, нужно сравнить его с каким-либо очень известным человеком.

5. Поиграем в прятки! Чтобы информация запомнилась надолго, можно обратиться к методу сокрытия. Всего лишь надо закрывать рукой или непрозрачной карточкой часть текста или слово, которое необходимо запомнить.А позже, вспоминая словосочетание, вы будете машинально называть то, что следовало за ним.

Это главные методы, которые помогут вам справиться с необычайно трудным материалом. Безусловно, не забывайте об отдыхе и расслаблении. Не стоит пренебрегать общением с друзьями и родными взамен на высокие баллы. Ведь именно близкие люди скрасят ваши, казалось бы, унылые дни и помогут справиться с предэкзаменнационной хандрой.

Играйте, ребята! И выигрывайте у судьбы!

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Studlive.by © 2018 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ

Хостинг предоставлен компанией hoster.by