Отображение партизанской жизни в годы Великой Отечественной войны средствами рукописных изданий

Виктория Сашко

Абитуриент Института Журналистики БГУ

Передо мной – листы газетные,

На них печать суровых лет.

Слова зовущие, заветные,

И грозной битвы жаркий след.

Шуршит бумага, чуть колышется,

Свидетель схваток и засад.

А в этом шорохе мне слышится

И треск костров, и взрыв гранат…

-Иван Виноградов (журналист, прозаик, поэт)

Уже 70 лет война 1941 года не сходит из уст Масс-Медиа. Однако уходят ветераны, и вместе с ними постепенно стирается народная память, исчезает культурное наследие одного из важнейших этапов истории нашей страны. События 70-летней давности могут быть перечёркнуты. Началось переосмысление итогов и вклада советского народа в великую Победу.

Война слагается из четырёх основных сфер: вооружённой борьбы, политического, экономического и идеологического противостояния воюющих сторон. Основой идеологической борьбы является пропаганда, которая сыграла определенную роль в войне между Германией и Советским Союзом. Сохраняя волю к победе, многие люди стремились оказать влияние на своих соотечественников путем творчества. Объединяло их многое, но самое главное – они через искусство выражали мнение большинства. Обобщив свои знания в этой сфере, я предоставляю вам их заслуги, которые можно наблюдать и по сей день.

Художники с самого начала Великой Отечественной войны принимали самое активное участие в борьбе с врагом. В числе раритетов Белорусского музея Великой Отечественной войны есть картины народных художников Беларуси: И. О. Ахремчика, Е. А. Зайцева. Увидеть их вы сможете своими глазами, посетив Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, расположившийся в самом центре Минска по адресу проспект Победителей 8, Минск.

Ярким примером сильнейшего желания борьбы с врагом служат работы коллектива советских художников Кукрыниксов. Важным моментом в их творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Помимо них, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Окна ТАСС – агитационные плакаты с призывами к защите Родины.враг

Основными видами печатной агитации были журнал, стенная газета или боевые листки, листовки, карикатуры, шаржи. Карикатура «Жизненный путь проходимца Островского»:карикатура

Особое место в военной живописи занимают партизанские рукописные журналы, которые раскрывают различные стороны жизни партизанских формирований, их боевую деятельность, учёбу и быт, раскрывают сущность самого человека, его мысли и чувства на той партизанской войне. Главное своё призвание пресса партизанского подполья видела в том, чтобы разоблачать империалистический характер войны, показывать кровавую, грабительскую сущность идеологии, политики и тактики гитлеровских оккупантов. Первый номер рукописного журнала вышел в феврале 1942 г, который назывался «Народный мститель». Перед журналами ставились, прежде всего, задачи идейно-воспитательного характера.мститель

На страницах этих журналов помещались приказы или представлялись к наградам лучшие бойцы и командиры. Публикация приказов о представлении к наградам являлась действенным стимулом для ещё большей активизации боевой деятельности. Помимо приказов знаменательным события посвящались статьи, информации, заметки, стихи партизанских поэтов. Журналы создавались как документ, как исторический памятник, по следам событий самими участниками этих событий, что превратило их в надёжный, достоверный, исторический источник. Ведущим жанром рукописных журналов партизан является портрет. Поражает разнообразие и количество портретов, а также техника их выполнения. Эти работы чаще всего выполнены простым или цветным карандашом, акварелью, тушью. Далее те самые портреты:портрет3

портрет

портрет 1

Изобразительный ряд рукописных партизанских журналов содержит и батальный жанр. Художники запечатлевали выход отряда на задание, кульминационные моменты боевых заданий, их итоги, а также сцены расправ гитлеровцев над мирным населением. Партизанские художники отражали не только борьбу с нацистами, но и повседневную жизнь партизанских отрядов. Энциклопедией партизанской жизни можно назвать рукописный журнал «Рогачёвские партизаны в борьбе с немецкими захватчиками». Подтверждением является рисунок «Сон на пепелище». угольПриходилось жить под открытым небом. Разжигали костёр, а затем на пепелище набрасывали ветки и ложились. Снизу было даже жарко, а сверху холодно, приходилось часто менять положение. Иногда ложились на эти пепелища по три или четыре человека. Самое удобное место было посередине.

Интересной (с познавательной точки зрения) является композиция «терапевтический» партизанский кабинет».грипп Композиция иллюстрирует, как лечили грипп. В тяжёлых случаях прибегали к прогреванию. Сухое сено клали в кадку с водой. Воду в кадке нагревали накалёнными камнями. Пар прогревал больного. Продолжает медицинскую тему иллюстрации, также выполненные тушью: «Перевязка», «Банки по-партизански», «Зубной кабинет»:зубы Особенно необычен по содержанию последний рисунок. Зубные болезни в первое время лечили путём удаления зубов сапожными плоскогубцами или клещами. В последствии появились зубные кабинеты, где лечили зубы и даже вставляли их.

На страницах этого журнала можно найти информацию и об оригинальной бане, придуманной партизанами. баняДо весны 1942 г. в бане не мылись. Избавлялись от насекомых при помощи прожаривания над костром – так называемая «баня-колокольчик». Эта операция требовала «высокого мастерства». Новички в этом деле частенько получали «неудачный колокольчик»:колокольчик В руках оставался один воротник, а остальное сгорало вместе с насекомыми. В этом же журнале есть информация и об импровизированной парикмахерской, устроенной партизанами в лесу. В лесной парикмахерской были свои специалисты, которые и подстригали, и брили – где-нибудь на пеньке или в землянке. Пейзажный жанр редко встречается на страницах рукописных журналов. Можно выделить два основных вида пейзажа: батальный и лирический.

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве советских художников, писателей и поэтов. Именно произведения искусства той поры являются тем мостом, который связывает разные поколения. В журналах решались, прежде всего, задачи идейно-воспитательного и военно-организационного характера. Локальный характер выпуска, а также то обстоятельство, что журналы создавались сразу по следам событий и предназначались для них же, объясняет почти и полное отсутствие в них зашифрованных данных и высокую степень достоверности.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ