О чём молчат учебники?

Карина Ленькова

Абитуриентка Института журналистики

Когда учитель ожесточённо перечеркивает всё, усердно написанное нами, красной ручкой, мы зачастую оправдываемся: «Ведь так в учебнике было сказано!» Для большинства учебник – святая святых, бесценный предмет, в котором таится истина. Мы беспрекословно верим «нашим школьным друзьям» и иногда даже находимся в их неизмеримой власти. Безусловно, краеугольный камень информации, которую мы обязаны усвоить, действительно хранится на страницах «помощников в учёбе», но, к огорчению, многие школьные пособия скрывают от нас самое важное, что помогло бы дойти до сути. Сегодня я хочу раскрыть некоторые тайны учебников по русской литературе.

Внимательные и прозорливые учащиеся с легкостью могли бы заметить, что биография некоторых прозаиков и поэтов достигает одиннадцати страниц, а сведения о жизни и творчестве других умещаются лишь на пяти, если не меньше. Странно и то, что об одних классиках написано почти всё: начиная с рождения и заканчивая мельчайшими подробностями смерти, – а про последние годы творчества не менее выдающихся почему-то молчат.

Вспомним, к примеру, А.И. Куприна. В критике десятого класса говорится только о детстве «настоящего художника, громадного таланта». И даже эта информация занимает страницу. А про смерть и последние годы жизни умалчивают. Может, учащимся десятого класса рано знать о времяпрепровождении творца слова?..  Думаю, пятнадцатилетним юношам и девушкам не раз говорили об алкоголизме. Даже в «Маленьком принце» А. де Сент-Экзюпери есть планета, на которой жил пьяница. А сказка изучалась еще в седьмом классе. Куприн серьёзно страдал алкоголизмом. Дело в том, что любовь создателя «Гранатового браслета» к спиртным напиткам зародилась вместе с любовью к литературе, т.к. первый учитель словесности Куприна (одновременно любимый) питал страсть к алкоголю. К тому времени, как Куприн прославился своими рассказами, о его пьянстве писали газеты: прозаик кого-то облил горячим кофе, выбросил из окна, кинул в бассейн со стерлядью, воткнул кому-то в живот вилку, выкрасил чью-то голову масляной краской, поджег платье… Кабацкая слава гремела громче литературной. Куприн называл спиртное «коротким напитком»: быстро заканчивается. Однажды даже послал императору телеграмму с просьбой о даровании Балаклаве статуса вольного города, на что Николай II ответил ему пожеланием закусывать. Жена Александра Ивановича даже не пускала его домой, пока Куприн не просовывал через дверной проём новую рукопись. И именно эти свернутые бумаги, которые создавались как пропускной билет в дом под натиском Марии Давыдовой, позже превратились в известнейшие повести «Молох», «Олеся», «Поединок».

Чрезвычайно сильное увлечение алкоголем дало о себе знать в 1920 г. Когда Куприн эмигрировал в Париж, то пьянел там от одного бокала красного вина. Писать прозаик не мог: у него дрожали руки. Куприн хотел умереть на родине, «как лесной зверь, который уходит умирать в свою берлогу». Жена исполнила желание Александра и помогла ему вернуться в Советскую Россию. Вот так из-за спиртного и одновременно вместе с ним угасла жизнь великого писателя.

А как же создатель «Ромео и Джульетты»? Может, это звучит парадоксально, но о Шекспире мы не знаем совершенно ничего. По крайней мере, учебники не говорят об истинном лице непревзойденного Уильяма, воспевающего красоту и силу любви. «Быть или не быть? Вот в чём вопрос?» – цитату из «Гамлета» можно применить и к самому Шекспиру. Существовал ли гений вообще? Ведь среди найденных документов нет ни одного дневника, ни одной рукописи английского драматурга. Даже современники не вспоминают о творце. Личность поэта окутана дымкой, не позволяющей разглядеть черты его лица, выражение глаз. Но, благодаря такой науке, как шекспироведение, на трон великого поэта претендует шестьдесят четыре личности, среди которых философ Фрэнсис Бэкон, поэт Кристофер Марло, 17-й граф Оксфорд Эдуард де Вер, даже Джордано Бруно и Мигель де Сервантес.

Кто же был настоящим Шекспиром? Это и по сей день является загадкой. Почему у учёных возникли сомнения по поводу этой персоны? Дело в том, что все члены шекспировской семьи были неграмотными, сам Уильям некоторое время посещал школу, но скоро ушёл из неё, т.к. мясной бизнес отца постигло банкротство.  Соответственно, Шекспир не умел писать. Почти сразу после женитьбы у «драматурга» родился первенец, а позже – двойняшки, и времени на создание пьес не было. Нам предельно ясно, что в шестнадцатом веке за деятельность писателя или драматурга особых средств не выделялось. За «Гамлета» поэт получил лишь десять фунтов, а остальные пьесы расходились по стране анонимно!

Тогда как Шекспир добился того, что его начали величать «сэром», как он сумел построить огромный дом? Если нам задают вопрос, касающийся известнейших полиглотов, то сразу на ум приходит имя Уильяма Шекспира, ведь он ввёл в английский язык три тысячи двести слов, а объём активного лексикона творца был равен двадцати тысячам! Но… Почему в таком случае завещание драматурга писалось под диктовку, а подпись Шекспира говорит о том, что он ни разу в жизни не держал перо в руках? Отчего поэт в завещании не упоминает ни одной книги, хоть является автором семнадцати комедий, десяти хроник, одиннадцати трагедий, пяти поэм и цикла из ста пятидесяти четырех сонетов? Всё очень просто: в шекспировском доме не было ни одной книги.

Ещё более интересным является то, что абсолютно никто не отозвался ни единым словом на смерть драматурга, будто не произошло ничего значительного, хотя с приходом трагического конца куда менее выдающихся людей студенты образовывали целые процессии по улицам Лондона, создавались многочисленные поэтические сборники. Копья ломать в этом споре не стоит, а нужно радоваться величайшим творениям человеческого духа, не перестающим восхищать и поражать всё новыми и новыми открывающимися глубинами.

Нет, разумеется, создатели учебников не стремятся скрывать от нас столь интригующую информацию, а просто не хотят разочаровывать нас, молодое поколение, показывая не самые пристойные сцены из жизни великих.  Но, на мой взгляд, проникнуться настоящей любовью, как к литературе, так и к любой другой науке можно, опираясь не только на полученные из учебников знания, но и на собственную жажду к истине.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ