«К чему душа лежит…»: о выборе будущей профессии

Анна Крук

Абитуриентка Института журналистики БГУ

Вопрос выбора профессии всегда актуален среди молодёжи. При наличии большого перечня специальностей, многие не могут решить, кем же им стать. Хорошо, когда с детства уверен, что хочешь быть врачом или милиционером. Но что же делать, если за десять лет так не определился с профессией?

Своим мнением поделились учащиеся Семковской средней школы — Чертович Диана и Мурашко Илья, а также преподаватель всемирной истории и истории Беларуси — Владимир Владимирович Лишай.

Первые вопросы были адресованы Диане:

gW2cXjS_238

Диана Чертович, 10-ый класс Семковской средней школы

-Как часто ты думаешь о своей будущей профессии?

-Задумываться об этом я начала в классе седьмом. Тогда строила планы, всё время грезила о том, чего смогу добиться, кем буду. Но, естественно, я была ещё ребёнком, поэтому серьёзно думать ещё не могла.

Более ответственно мне пришлось отнестись к этому в девятом классе. Там уже стоял выбор:  учиться дальше в школе или же вступать во взрослую жизнь — попробовать поступить в какой-нибудь колледж или техникум. Я поняла, что не была готова ко второму варианту, поэтому осталась в десятом классе. Теперь поступление всё ближе, и было бы логичным волноваться о том, кем ты будешь. Поэтому сейчас мысли о будущем посещают меня ежедневно.

-У тебя есть пример для подражания?

-Да, и это моя мама. Она воспитывает меня совершенно одна — и это, конечно, заслуживает уважения. Моя мама в своё время, можно сказать, подчинилась бабушке и не продолжила учиться после школы. Кстати, об этом она всё ещё жалеет. Но зато теперь мама всячески пытается помочь мне: помогает принимать самые важные решения, обеспечивает меня, учит стойко держать себя, что бы не случилось. Моя мама — мой идеал, мой герой, пример мужества, упорства и силы. Хотя я думаю, что так должно быть в каждой семье.

Затем настала очередь Ильи:

Мурашко Илья, 11-ый класс Семковской средней школы

Мурашко Илья, 11-ый класс Семковской средней школы

-Как бы ты описал свои достижения за время учёбы?

-За время учёбы достижений было мало. Но одно я понял точно — твои знания, твоё понимание и твоя эрудированность зависят только от тебя самого, а учителя лишь катализаторы в их получении.

-И как ты представляешь свою жизнь, скажем, лет через двадцать?

-Я думаю, что у меня будет обеспеченное будущее, хорошая работа, трое детишек и замечательная жена! Одного мальчика буду учить игре на гитаре и спорту, а второго — технике. Третья — девочка… Она будет отличной танцовщицей и юристом!

-Надеюсь, что так и будет. А какие исторические личности наиболее интересны тебе и почему?

-Никола Тесла. Прежде всего потому, что это учёный с большой буквы. Многие свои изобретения он не патентовал, а некоторые и вовсе уничтожил из-за возможности создания оружия. Его бескорыстию можно только позавидовать, впрочем, как и его интеллекту.

Я задала такой же вопрос Диане:

-Со времён изучения истории, по какой-то причине меня заинтересовал сэр Уинстон Черчилль, один из самых известных премьер-министров Великобритании. Я слышала имя этого человека и раньше, поэтому ещё тогда захотела узнать больше о его жизни и деятельности. Меня поразили не столько политические успехи, сколько его человеческие качества. Несмотря на полноту власти и должность, этот человек славился добротой, простотой и отличным чувством юмора. Он никогда не был брезглив к своему народу и, кроме того, был чертовски умён. К тому же, он ещё и в армии служил, что позволяло ему разбираться в тонкостях военной службы. Так что для меня он является примером человека, жизнь которого была наполнена радостью и весельем.

Будем надеяться, что мечты этих ребят воплотятся в реальность. Впереди у них долгая учёба в университете. А вот ещё один герой нашей статьи, Владимир Лишай, уже прошёл через это. Далеко не первый год он преподаёт всемирную историю и историю Беларуси как у старших, так и у средних классов. Имея огромный опыт за плечами, он рассказал о том, как стал учителем и поделился некоторыми советами абитуриентам:

Лишай Владимир Владимирович, преподаватель всемирной истории и истории Беларуси Семковской средней школы

Лишай Владимир Владимирович, преподаватель всемирной истории и истории Беларуси Семковской средней школы

-Владимир Владимирович, как вы выбирали свою профессию? Это было спонтанное решение или тщательно продуманное? Тяжело ли Вам дался этот выбор?

-Скорее всего, второе. С класса, наверное, восьмого у меня уже появился интерес к истории — мне нравилось читать книжки (тогда мы их не в библиотеке брали, а покупали сами), отвечать на уроках да и учителя у меня были хорошие. Как и многие мальчики интересовался политикой, событиями, происходящими в мире. И вот всё это привело к тому, что выбор был, в принципе, осознанным.

-То есть, Вы совместили свои интересы и возможности?

-Если кратко, то да.

-А что Вас вдохновило на выбор данной профессии?

-Как пример могу привести случай из школы. Я был в классе шестом, учитель истории вызвал меня на одном из уроков, как сейчас помню, была тема греко-персидских войн. Я очень удачно ответил, он меня похвалил. Мне это предало уверенности. Может быть, та похвала учителя перед моими товарищами, в какой-то мере подвигла меня на развитие в этом направлении дальше. Так же немаловажным была и успеваемость.

-Как бы Вы описали свои достижения за время работы?

-Я отношусь к той категории людей, которые о достижениях меньше всего говорят или думают, или прогнозируют. Сказать, что были какие-то великие достижения, я, наверное, не скажу. Принято считать достижением, когда твои ученики занимают призовые места, грамоты, поступают в престижные вузы… Знаете, есть такое выражение: «Настоящий учитель тот, когда хотя бы один ученик продолжил его традицию». Я как-то посчитал и оказалось, что таких у меня уже больше пяти. И, работая уже в Семковской школе, таких учеников становится больше. Четыре года подряд наши выпускники занимали первые места по истории в районных олимпиадах, участвовали в областных — дважды привозили оттуда дипломы третей степени. Это, конечно, радует. И я прихожу к выводу, что что-то всё-таки удалось. Может быть, немного, но что-то удалось.

-Какой фактор внёс основной вклад в Ваши успехи к настоящему времени?

-«Капля воды камень точит» и за время свой тридцатилетней работы, я приобрёл уже какой-то опыт, выработал определённую система. Хоть и нескромно об этом говорить, но результат есть. И самое главное, что чувствуется удовлетворение от своей работы. Наверное, это самое главное.

-А вот что бы Вы посоветовали старшеклассникам при выборе профессии?

-Я сравниваю теперешнее поколение и то, которое было до них, лет этак десять-двадцать назад. Сейчас дети в целом более эрудированные, грамотные, более уверенные. Наверное, в каком-то смысле, раскрепощённые. Поэтому основной выбор за ними. Но я считаю, что при выборе профессии большую роль играет семейное воспитание: тут надо учитывать и опыт родителей, прежде всего, ориентироваться на них. А так же учитывать интересы, возможности. Также нужно осознавать, что дальше учиться будет тяжелее, поэтому выбирайте то, что будет получаться лучше всего и к чему есть склонности!

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ