Другая сторона книжного фестиваля

Матвей Павлов

Абитуриент Института журналистики

 

Национальная библиотека наполнилась самыми разными людьми: детьми, их родителями, писателями, издателями книг, косплеерами персонажей из «Звездных войн». Я, улыбаясь, прохожу мимо них и направляюсь к экспертной площадке, настраивая себя на серьезные мысли. Ведь эта зона фестиваля немного отличается от детской или молодежной. Здесь тоже есть книжки, но также большую роль отводят обсуждению различных вопросов, связанных с чтением.

Открылась зона разговором о том, как помочь развиваться детям с особенностями развития. Встречу приурочили к Всемирному дню распространения информации о вопросах аутизма. Специальными гостями были представители международной организации «Дети. Аутизм. Родители» и издательство «Мет», которое представила свои учебные пособия для детей с особенностями в развитии. На встрече обсудили вопросы, связанные с аутизмом,  и способы их решения. Радует, что в нашей стране активно борются, чтобы дети с особенностями росли в равных условиях с остальными.

После небольшого перерыва фестиваль посетила «Государственная библиотека для слепых и слабовидящих» из Санкт-Петербурга с мастер-классом о создании тактильной книги. Присутствующим людям удалось просмотреть экземпляры книг для незрячих детей. Помимо надписей на русском языке и шрифте Брайля (шрифт, предназначенный для чтения и письма незрячими или плохо видящими людьми) на каждом развороте присутствовали аппликации, чтобы ребенок мог с помощью тактильных ощущений и своей фантазии представлять картины, про которые читает. Однако, как нам объяснили представители библиотеки Виктория Сперанская и Елена Толубаева, создание книги – дело абсолютно непростое. Помимо общих требований (четкий контраст предмета с фоном, формата и веса издания), очень тщательно отбирается материал, используемый для аппликаций. Сами «объемные картинки» не должны быть простыми. Если изображен зверь, то ему следует четко выделить четыре ноги, хвост, два глаза. Даже, если животное стоит в профиль, оно должно иметь два глаза, чтобы ребенок не подумал, что лиса – одноглазый зверек! Не стоит помещать много предметов на одной странице, и они должны быть одного размера на протяжении всей книги. Дети с удовольствием рассматривали аппликации, а присутствующие минские специалисты по созданию тактильных книг еще долго обсуждали плюсы и минусы своих творений с гостями из культурной столицы России.

На следующую встречу пришли родители и дети из других площадок фестиваля, и комната наполнилась людьми. Оно и не удивительно, ведь перед ними выступал заслуженный учитель Российской Федерации и автор знаменитого букваря Тамара Вивиановна Игнатьева, которая рассказывала мамам и папам о том, как легко и просто научить ребенка читать. Она не просто читала лекцию, а работали с самими детьми. Некоторые из малышей стали счастливыми обладателями новеньких букварей. Плюс каждый слушатель получил маленький бонус в виде шоколадок.

В завершении фестиваля я посетил мастер-класс «Самиздат или Как издать свою первую книгу» от белорусской писательницы Надеи Ясминской. Она перечислила основные барьеры: страх критики, неуверенность в качестве произведения, возможное неодобрение и насмешки со стороны друзей и близких, непривычка к долгим проектам,– мешающие молодым писателям выпустить свои первые книги, и предложила их решение, чем сразу вдохновила слушателей. Но писательница также призвала свою аудиторию быть осторожной:

— После того, как у вас появилась рукопись, перед ее отправкой редактору лучше дайте почитать ее бета-ридеру, то есть человеку, который, по вашему мнению, имеет хороший литературный вкус, чтобы он проверил рукопись на наличие каких-либо несостыковок или ошибок, — говорила Надея, объяснив, что если полагаться только на редактора, то можно все таки не заметить какие-то недочеты.

На протяжении всего мастер-класса слушатели тщательно записывали слова писательницы, ее советы по поводу параметров будущей книги (тираж, формат, обложка, аудитория), как ее продавать через Интернет. Также Надея рассказала нам про ISBN-код – уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги, и почему его лучше приобрести. Главным плюсом наличия такого кода считается то, что только с ним книга превратиться из рукописи в настоящее издание. Ее можно будет официально продавать в магазинах и Интернете. К тому же, книга будет фигурировать как издание в библиотеках страны.

Под конец писательница рассказала про преимущества и недостатки электронной книги и электронного текста. Например, электронная книга доступна для всех «читалок» в любой стране, отлично подходит для вашего портфолио, однако стоит дорого. Электронный текст бесплатный, его можно распространять повсеместно, но он представляет собой не книгу, а рукопись и нарушает авторские права. Также Надея не забыла приписать к общему недостатку электронных материалов то, что некоторые люди предпочитают печатные книги.

В целом, фестиваль прошел на «ура», он оказался не только развлекательным, но и полезным, что в будущем наверняка привлечет внимание к себе со стороны белорусов.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Студент онлайн © 2017 Все права защищены

Неофициальный сайт студентов Института журналистики БГУ